Транспортно-трасологическая экспертиза

Среди автолюбителей востребовано исследование – транспортно-трасологическая экспертиза (ТТЭ), направленная на анализ ДТП. Изучение следов, оставленных на месте происшествия, механизма и причин их образования – цель трасологического исследования.

Задачи исследования

Без этой процедуры нельзя доказать собственную непричастность к произошедшей аварии или предъявить претензии пешеходу, водителю, по поводу поломки агрегатов автомобиля или причинения увечий.

Иногда страховые компании проводят собственные исследования и отказывают в выплате страховки. Исправить ситуацию поможет независимое исследование и последующее обращение в суд.

ТТЭ изучает:

  • следы, оставшиеся на асфальте от шин, оторвавшейся детали;
  • разновидности технических жидкостей авто (бензин, дизельное топливо, тормозная жидкость, машинные масла);
  • отломавшиеся, поврежденные элементы ТС (осколки стекол, подшипники, зеркала, дверцы);
  • нарушение нормального состояния авто, его целостности (вмятины, притертости кузова, остатки краски от другого ТС).

Транспортно-трасологическая экспертиза

Благодаря этим следам экспертиза позволяет определить причину повреждения, подтверждение или опровержение виновности одного из участников ДТП, некорректность дорожной разметки или установку дорожных знаков.

Вопросы для эксперта

Благодаря четким действиям и профессионализму эксперта, позволяется выяснить ответы на следующие вопросы:

  • Какова была скорость ТС при столкновении?
  • Были ли произведены действия по предотвращению ДТП (снижение скорости двигателем, педалью тормоза, отклонение от заданной траектории в противоположную от предмета столкновения)?
  • В статическом или динамическом состоянии находилось авто? Возможно ли причинение подобных повреждений при откате, скатывании ТС?
  • Принадлежат ли фрагменты краски другому авто?
  • Какому ТС принадлежат найденные на капоте, дверце фрагменты краски?
  • Появились ли повреждения в момент аварии или были получены ранее?
  • Какова последовательность полученных вмятин, притертостей, других поломок?
  • Соблюдались ли правила дорожного движения участниками происшествия?
  • Кто виновен, или кто виновен в большей степени в аварии?
  • Послужила ли причиной ДТП неисправность агрегатов авто (неисправность тормозной системы, рулевого управления, замыкание электроснабжения);
  • Каковы причины заноса ТС (неправильные действия и некорректно выбранный скоростной режим или поломка авто)?
  • Какому авто принадлежат найденные элементы?
  • На каком участке дорожного полотна произошла авария, наезд? Произошло ли далее движение по инерции и повреждение других предметов?

Перечень вопросов транспортно-трасологической экспертизы расширяется по мере новых обстоятельств, раскрывшихся во время исследования.

Кто проводит экспертизу?

К исследованию допускаются эксперты и помощники экспертов, закончившие ВУЗы системы МВД по направлению судебной экспертизы. Главным экспертом, который составляет заключение, является профессионал с навыками в автомеханике по специальности «Эксплуатация ТС» или «Наземные ТС», имеющий, как минимум, 2 категорию квалификации (всего их 3).

Состав комиссии различен, возможно привлечение других узкопрофильных специалистов.

Кто назначает экспертизу?

Транспортно-трасологическая экспертиза позволяет разрешить вопросы судебного и внесудебного характера.

Судебное исследование проводят по определению суда, когда недостаточно предоставленной информации при рассмотрении уголовных, административных, гражданских дел.

На этапе следственных мероприятий также возможно назначение ТТЭ, для определения подозреваемых, тогда следователь или дознаватель оформляет ходатайство на проведение исследования. Но инициатором судебной экспертизы может стать и физическое или юридическое лицо, подав ходатайство в суд. Подобные мероприятия проводят в криминалистических отделах ГУВД, федеральных или государственных учреждениях, под ведомством МВД.

Оплата за работу таких организаций проводится из бюджета государства или за счет участников процесса, признанных виновными по делу.

Внесудебную ТТЭ (независимую) проводят по желанию участников ДТП, когда они самостоятельно хотят решить вопрос о виновности и возмещении средств. Заявителями выступают организации, например, страховые компании, организации, где работает водитель, или где причинен вред имуществу. Клиентами экспертной службы часто становятся и непосредственно сами водители, пешеходы.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Стоимость произведенных мероприятий оплачивает заказчик. Также, в случае установления его невиновности и причастия к преступлению другого лица, через суд или путем переговоров можно добиться возмещения денежных средств за экспертизу и другого ущерба.

Как заказать процедуру?

Исследование заказывают непосредственно при совершенной аварии или в любой другой период. Главным критерием возможности получения результатов – достаточное количество следов ,оставленных после ДТП.

Судебная экспертиза начинается по ходатайству или определению суда сразу или в порядке очереди, если криминалистический отдел перегружен. О начале мероприятий составляют акт и приступают к сбору и изучению информации.

Для внесудебной экспертизы требуется составления заявки, в ней указывают:

  • Сведения о заказчике;
  • Описание проблемы вкратце;
  • Перечень вопросов и задач, которые должны решить эксперты.

Заявку рассматривают в течение одного рабочего дня и при принятии, регистрируют ее. Далее требуется составление договора, в котором указывается:

  • Сведения о сторонах;
  • Обязанности сторон;
  • Условия выполнения поставленных задач;
  • Стоимость (зависит от обстоятельств, масштаба и давности проблемы);
  • Сроки предоставления отчета (зависит от степени сложности, количества исследуемых объектов).

В договоре обязательно фиксируется дата, время и место проведения исследования.

Документы

Эксперту для определения точных обстоятельств ДТП понадобится пакет документов. Если назначена судебная экспертиза, следователь или суд направляет материалы, собранные по делу. Частные клиенты предоставляют:

  • Справка о ДТП (выдается на месте происшествия или в отделении ГИБДД);
  • Справка из Метеоцентра о погодных условиях в момент аварии;
  • Показания свидетелей и участников аварии (возможен вызов лиц для разговора с экспертом);
  • Протокол и определение о возбуждении уголовного, административного дела или отказе в нем;
  • Страховой полис, заключение страховой компании об отказе в выплате;
  • Технический паспорт авто, данные о пройденном ТО;
  • Схема аварии, места происшествия с указанием дорожных знаков, качества дорожного полотна, наличия выбоин, ям и преград на нем;
  • Видеоматериалы, фото с места аварии, если имеются.

Перечень полученной документации фиксируется в договоре, а также в соответствующем акте.

Этапы исследования

Поскольку совершение ДТП редко касается только одного участника, необходимо оповестить других лиц, видевших аварию или пострадавших от нее. Таким образом, заинтересованные лица следят за процедурой и высказывают собственное мнение о правомерности действий экспертов.

Эксперту предоставляют не только документы, но и объекты исследования: авто, их элементы. Также ему необходим доступ к месту происшествия для выявления новых следов аварии и сопоставления старых со сведениями в документах.

После получения всех материалов по делу, эксперт производит анализ следов, ТС и документов для этого используют разные методики.

Возможно назначение следственного эксперимента, например, если следует выявить некорректно выбранное место для установки предупреждающего или запрещающего дорожного знака.

Далее проходит этап обобщения результатов методов исследования.

В конце эксперт пишет заключение о проведенной транспортно-трасологической экспертизы, в нем указывают:

  • Точную дату и время начала исследования;
  • Перечень задач, поставленных перед экспертизой;
  • Список документов и материалов по делу;
  • Результаты проведенных дополнительных анализов, следственного эксперимента;
  • Вывод с ответами на вопросы заказчика.

Обязательно фиксируют дату и точное время окончания мероприятий, ставят подпись уполномоченных лиц.

Эксперт указывает только фактические данные, установленные при процедуре. Виновность или невиновность, в случае оставшихся вопросов, определяет суд. Заключение эксперта при том носит доказательный характер.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Срок действительности отчета не ограничен, однако его можно оспорить, запросив проведение другой, дополнительной или повторной процедуры. В том случае, если результаты разительно отличаются, возможно проведение третьей, альтернативной экспертизы в другой организации. Тогда результаты первого мероприятия аннулируются.

Предыдущая
Автотехнические экспертизыДорожно-транспортная экспертиза
Следующая
Автотехнические экспертизыЭкспертиза обстоятельств ДТП
Помогла статья? Оцените её
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...
Добавить комментарий