Экспертиза обстоятельств ДТП
Аварии и другие неприятности на дорогах не всегда происходят с участием свидетелей, поэтому на помощь правосудию приходит экспертиза обстоятельств ДТП. Эта процедура представляет собой воссоздание ДТП с учетом полученных результатов трасологической экспертизы, видов автомеханических исследований и других факторов, возможно повлиявших на ход событий.
Задачи и вопросы исследования
Материалы, полученные с помощью следственных мероприятий, а также результаты от других проведенных экспертиз попадают в перечень объектов, которые исследуют для восстановления картины происшествия на дороге.
Также, для реконструкции аварии понадобятся показания участников ДТП, техническая документация авто и схема расположения дорожной разметки и знаков.
Цель мероприятия – опровергнуть или подтвердить виновность одного из водителей (пешеходов) в аварии, поэтому в ходе его эксперты ищут ответы на такие вопросы:
- Сколько всего было участников ДТП, возможно ли, что один из них скрылся с места преступления?
- Какова была скорость каждого из водителей, соответствовала ли она разрешенной скорости и метеорологическим условиям?
- В какой момент начато торможение для предотвращения наезда, аварии?
- Показания какого из свидетелей или участников ДТП больше правдивы?
- Были ли предприняты меры водителем и пешеходами для предотвращения аварии (изменение траектории движения, замедление езды, применение звуковых сигналов)?
- Отвечает ли расположение дорожных предупреждающих знаков действительности (поставлено ли предупреждение об опасном повороте, подъеме или спуске, ремонте дорог)?
- Каково состояние дорожного полотна? Могла ли яма или выбоина на дороге стать причиной заноса?
- Переходил ли пешеход дорогу в специально установленных местах?
- Каково состояние каждого из ТС, участвовавших в ДТП, если одно из них было неисправно, предусмотрены ли водителем меры по предотвращению аварии (включены ли аварийные сигналы, выбрана ли минимальная скорость)?
- Вправе ли был водитель передвигаться на ТС с учетом поломки его элементов (не функционируют стоп-сигналы, сигналы поворота, рулевое управление или тормозная система)?
- Были ли включены фары дневного, дальнего света, не помешали ли они едущему навстречу авто?
- Каковы причины происшествия и его механизм?
- Правильно ли выбрана область передвижения водителей на дороге? По своей ли полосе он ехал?
- Каковы были условия видимости у каждого из участников ДТП?
- Корректны ли были действия водителей при движении на нерегулируемом перекрестке, учтен ли приоритет автомобиля, двигающегося справа?
- Повреждения авто появились в результате происшествия или были получены ранее? Возможны ли недоработки и брак производства?
На основе выявленных ответов на эти и подобные вопросы производят восстановление ситуации в конкретный момент.
Ставить вопрос о виновности одного из участников нельзя. Определение виновности – функция суда.
Виды экспертизы
Исследование подразделяют на судебное и независимое. Первое происходит по постановлению судебного или следственного органа и служит базой для доказательств виновника по уголовным, административным и гражданским делам.
Обычно такая экспертиза проходит в рамках ведомства ГУВД, криминалистические отделы и лаборатории работают, получив соответствующий документ (ходатайство, постановление или определение). Но в некоторых случаях, когда у участников процесса нет уверенности в добросовестной работе государственных экспертов-криминалистов, возможно ходатайство о проведении экспертизы в конкретном учреждении.
Мероприятие оплачивает государство или установленный виновный участник ДТП.
Независимая экспертиза представляет собой идентичную процедуру, с той лишь разницей, что проводить ее будут частные учреждения и строго по договору. Заказчики исследования: физические или юридические лица, пытающиеся доказать собственную невиновность, меньшую степень ее, или виновность оппонента, застрахованного лица.
Услуги экспертной службы оплачивает заказчик. В случае установления виновным другого участника аварии, заказчик вправе потребовать через суд или самостоятельно возмещения финансовых затрат.
Кто эксперт?
Мероприятие проводят единолично или в составе комиссии. И в том и другом случае требуется профессионал, который будет руководить процессом и составлять отчет впоследствии.
К высшему образованию по направлению «судебная экспертиза» обязательно требуется специализация «автомеханика» или сходная по содержанию курса. При этом будущий эксперт-автомеханик должен иметь как минимум 2 разряд квалификации, чтобы его допустили до проведения процедуры. Возглавлять мероприятие вправе только эксперт-автомеханик 3 разряда, практикующий как минимум 1,5-3 года.
В комиссии состоят обычно эксперты по смежным направлениям (автотехник, инженер-психофизиолог), дополнительно привлекают метеорологов, работников дорожных служб, администрацию, чтобы установить точные погодные условия и целесообразность установки дорожных знаков или их отсутствия.
Как заказать исследование?
Если процедура необходима суду, участникам процесса или следователю оформляют постановление или ходатайство. Если требуется независимая экспертиза, составляют заявку.
Независимо от документа, в нем указывают:
- Сведения о заказчике, контакты для связи с ним;
- Изложение проблемы;
- Перечень вопросов эксперту.
Далее предоставляют материалы для исследования, документы.
Желающие провести независимое исследование оформляют с компанией договор, в нем фиксируются условия и обязанности сторон, а также сроки проведения и стоимость работы экспертной службы.
Время окончания работ и итоговая стоимость может быть скорректирована в процессе, поскольку сразу сложно определить эти параметры из-за большого объема материала, участка аварии и других нюансов.
Какие документы понадобятся?
Если предусмотрена судебная экспертиза, следователь или судебный орган предоставляет в полном объеме материалы дела, для внесудебного исследования требуется самостоятельно собрать такой пакет:
- Справку о ДТП, его схему (взять в ГИБДД, если не выдана на месте);
- Водительское удостоверение, если заказчик – водитель. Участвующий в происшествии;
- Результаты медосвидетельствования, если оно проводилось;
- Медицинскую справку или данные из медицинской карты (необходимы значения остроты зрения, подтверждение отсутствия токсической и алкогольной зависимости, заключение невролога и психотерапевта об отсутствии заболеваний, не допускающих вождение авто);
- Техпаспорт авто.
Также понадобятся свидетельские показания других участников происшествия и его свидетелей, поэтому требуется выслать оповещения им. Дополнительные документы и справки, эксперт получит самостоятельно при проведении процедуры на месте.
Действия эксперта
Алгоритм действий эксперта-автомеханика установлен законодательно. Порядок мероприятия такой:
- Прием материалов к изучению, составление соответствующего акта.
- Выезд на место аварии для установления дополнительных данных, или опровержения, установленных в документах, сведений.
- Изучение и сопоставление фактов, указанных в начале экспертизы и выявленных в ее ходе.
- Воссоздание картины аварии с учетом установленных нюансов. Для этого кроме трасологического исследования применяют целый перечень сложных расчетных методик.
- Оформление заключения.
Заключение эксперта содержит список поставленных перед ним задач, ответы на них без оценки виновности кого-то из участвующих лиц. В конце ставится подпись, место и дата начала/окончания экспертизы. Информация, кроме подписи уполномоченного лица, заверяется печатью экспертной службы.
Заключение о проведенной экспертизе обстоятельств ДТП действительно бессрочно и используется как доказательство. В случае выявления дополнительных сведений или несогласии с результатами исследования одного из участников процесса, проводят повторную процедуру.
Предыдущая