Экспертиза технического состояния транспортного средства
Определение правильной работы агрегатов, механизмов, целостности деталей и выявление причин неисправностей транспортного средства – цель экспертизы технического состояния ТС. Это исследование входит в группу автотехнических экспертиз, обособленных только в начале 2003 года.
Объект и предмет исследования
Объект изучения представлен любой деталью, включенной на этапе производства в устройство транспортного средства. Причем исследуют на предмет неисправности не только легковые и грузовые авто, но и мотоциклы, летательные аппараты, водные судна и технику специального назначения.
Рассматривают коробку передач или задний бампер как созависимую часть общего механизма, определяют время их поломки, степень повреждения и возможность дальнейшей эксплуатации авто, мотоцикла или вертолета.
Также задачей экспертизы выступает установление причины несоответствия указанных в техпаспорте характеристик или дефектов работы, например:
- Недостатки конструкции модели;
- Некорректно произведенная сборка, исполнение деталей;
- Использование некачественных деталей, топлива, смазочных материалов при сборке, первом запуске или ремонте ТС;
- Неисправность в ходе эксплуатации;
- Поломка в результате ДТП.
В зависимости от установленного фактора, предшествующего поломке авто, владелец вправе предъявить претензии автосалону, компании-производителю, автомастерской или виновнику аварии.
Также по результатам проведенной экспертизы следователь или дознаватель узнает нюансы совершенного наезда или столкновения. Исследование необходимо не только при разрешении гражданских дел, когда виновный должен возместить ущерб, но и при рассмотрении дел по нарушению прав потребителей.
При получении увечий во время эксплуатации авто непосредственно владельцем или участниками аварии возможно возбуждение уголовного дела относительно производителя или автосалона.
Штрафы, выписанные автоинспектором, и в некоторых случаях лишение водительских прав при неисправности рулевого управления, тормозной системы и других агрегатов, также оспаривают посредством проведения экспертизы технического состояния ТС.
Виды исследования
Не всегда участники аварии или владелец авто согласен с предъявленным обвинением суда, для разрешения спора требуется проведение экспертизы. Она бывает судебной, когда действия эксперта происходят по определению суда или ходатайству следователя, свидетелей или потерпевшего от аварии. Также возможна внесудебная, независимая, экспертиза, когда участники судебного процесса не согласны с результатами проведенного судебного типа исследования или водители при совершении ДТП самостоятельно разбираются в ситуации.
Работу эксперта при проведении процедуры, назначенной по суду, оплачивается за счет государственного бюджета или, если это гражданский процесс обвиненная сторона (юридическое или физическое лицо).
Также экспертиза носит плановый и внеплановый характер. По плану обязательно исследование состояния спецтехники и других средств передвижения юридическим лицом при возобновлении сезонных работ, при длительных простоях. Внеплановые экспертизы проводят при выявлении непредвиденных проблем с авто.
При независимой экспертизе оплата производится заказчиком.
Вопросы к экспертизе
Объем задач, которые решает исследование состояния авто или мотоцикла, велик. Эксперт при изучении материалов дела отвечает на подобные вопросы:
- Какова мощность и другие характеристики трактора, грузового авто? Соответствуют ли они заявленным критериям в технической документации?
- Что послужило фактором несоответствия выявленных характеристик с зафиксированной документально информацией?
- Установлены ли дефекты работы технического средства? При каких обстоятельствах они получены?
- В каком состоянии находится трансмиссия, двигатель или подвеска? Если установлена поломка, является ли она заводским браком?
- Является ли неисправность элементов электроснабжения причиной получения травм владельцем?
- Установлен ли факт неправильной эксплуатации транспортного средства, который привел к аварии или еще большей поломке (заведомое увеличение, уменьшение скорости при малых, больших оборотах двигателя, регулярно применяемое экстренное торможение, длительное время работы кардана)?
- Могли ли установленные неполадки авто, трактора, стать причиной аварии?
- Невозможность работы на ТС связана с использованием некачественного топлива, тормозной жидкости или с неправильной работой автомастерской?
- Привели ли к неисправности авто установка дополнительных агрегатов или самовольное изменение конструкции авто?
- Каково состояние протекторов шин, соответствует ли параметры износа протекторов установленной норме?
- Правильно ли установлены шины (на одной оси шины с одинаковым протектором)?
- Соответствует ли давление в колесах установленным критериям в техническом паспорте модели транспортного средства?
Возможны и другие вопросы.
Кто проводит экспертизу?
Исследование, относительно технических особенностей транспорта, проводит эксперт-автотехник. Специальность, полученная в ВУЗе – «автотехническая экспертиза». Есть вариант пройти обучение в ВУЗах МВД и гражданских университетах именно по этому направлению, или получить специальность «судебная экспертиза» и дополнительно получить образование по направлению «автомеханика», «эксплуатация ТС». В этом случае будущий эксперт должен получить квалификацию не ниже 3 разряда. Кроме того, есть классификация по узкому профилю, например, автотехник наземных транспортных систем, или автотехник специализированной техники.
Сразу после окончания университета выпускник-эксперт привлекается к исследованию, но руководить мероприятием может только после получения практических навыков.
Как назначить исследование?
Для инициации исследования требуется оформления ходатайства от заинтересованных лиц, следователя или постановление суда, если подразумевается судебная экспертиза. Для независимого исследования необходима подача заявки.
В заявке или ходатайстве указывают:
- Сведения о лице, заинтересованном в процедуре;
- Краткое описание проблемы;
- Задачи и вопросы к исследованию.
Далее, если для исследования выбран отдел криминалистики ГУВД, МВД, эксперт сразу приступает к работе. Если выбрана независимая экспертная служба – составляют договор с заказчиком. Обязательно фиксируют обязанности сторон, сроки выполнения и стоимость услуг. Эти критерии зависят от объема работ, срочности заказа и других нюансов.
Документы
Эксперту для информативного результата требуются документы, касающиеся транспорта. Необходимо предоставить кроме удостоверения личности и правового документа на владение транспортом:
- Технический паспорт;
- Инструкцию по эксплуатации;
- Справку о ДТП;
- Информацию о проведенном ремонте (предоставляют в автомастерских);
- Журналы, фиксирующие период эксплуатации (при заявке от юридического лица).
Возможно понадобятся дополнительно другие справки и информация, например, срок годности применяемых масел, сертификаты качества деталей.
Эксперт получает доступ к транспорту.
Порядок проведения исследования
Каждое действие эксперта сопровождается актами (о начале проведения мероприятия, о принятии документов).
Сначала автотехник изучает общие сведения, имеющиеся об авто. В случае недостающих справок и сведений, запрашивает их.
Далее необходим тщательный осмотр транспортного средства. Эксперт фиксирует все полученные данные.
На следующем этапе происходит сопоставление информации, полученной в начале исследования и данных, выявленных в ходе процедуры.
В конце эксперт оформляет отчет о проведенной процедуре, в нем указывает:
- Начало и место проведения мероприятия;
- Описание проблемы с заявки заказчика, задачи;
- Список предоставленных документов;
- Перечень проведенных манипуляций (осмотр, диагностика);
- Выявленные дефекты, неисправности;
- Ответы на вопросы заказчика;
- Рекомендации о проведении дополнительных исследований;
- Дата окончания экспертизы.
Подтверждается документ подписью уполномоченного лица, печатью организации.
Отчет имеет юридическую силу и предоставляется по необходимости в любые инстанции (страховую компанию, суд). Срок действия документа не ограничен и аннулируется только в случае установления дополнительных фактов посредством проведения дополнительной или повторной экспертизы.
Предыдущая