Оценка товарной марки
Оценка товарной марки — это операция, которая позволит узнать рыночную стоимость нематериального актива. Владельцам предприятий с особым названием и символикой полезно узнать, как проходит процедура и что для нее понадобится.
Когда требуется процедура?
Торговую символику оценивают, заключая сделки о купле и продаже отдельной марки или целого бизнеса. Кроме того, к операции прибегают в следующих случаях:
- чтобы определить стоимость бизнеса;
- чтобы провести слияние бизнеса;
- при поглощении компании;
- чтобы защитить нарушенные права на марку;
- чтобы оптимизировать налогообложение компании;
- чтобы застраховать символику предприятия.
Торговые марки оценивают, привлекая к франшизе компаньонов и инвесторов.
Кто проводит процедуру?
Стоимость товарных марок определяют физические лица, действующие под началом независимой компании. Соответственно закону №135-ФЗ, регулирующему оценку в РФ, к профессионалу предъявляют следующие требования:
- Высшее экономическое образование.
- Переподготовка по квалификации “эксперт по оценке бизнеса”.
- Действительный аттестат о квалификации — ему не более 3 лет. В нем указаны направления, в рамках которых оценщик имеет право работать.
- Его ответственность застрахована.
Специалист обязан подтвердить, что не имеет судимостей за экономические преступления, за преступления средней категории тяжести и выше.
Как провести оценку?
Подобрав подходящую компанию, с ней обсуждают цели процедуры и заключают договор. Там указывают реквизиты сторон соглашения, план оценки. Приступая к процедуре, специалист использует сочетание следующих подходов:
- затратного;
- сравнительного, или рыночного;
- доходного.
Доходный подход позволяет выявить, какую выгоду приносит товарный знак. При этом оценщик действует следующим образом:
- Предсказывает обороты продукта, обозначаемого маркой.
- Определяет доход, который приносит оцениваемая символика.
- Соотносит денежные активы со временными затратами.
При затратном подходе эксперт-оценщик определяет затраты на восстановление — то есть узнает, сколько стоит создание похожего или абсолютно идентичного торгового обозначения.
Учитывая инфляцию, специалист определяет фактические затраты — сколько денег в действительности вложено в объект оценки.
К фактическим относятся следующие расходы:
- на разработку знака;
- на правовую защиту марки;
- на брендовый маркетинг.
В рамках рыночного подхода оценщик находит сделки, в которых фигурировали компании той же ниши, что и предприятие заказчика. При этом организации должны быть в равной степени узнаваемыми, занимать одинаковую долю рынка.
Как правило, сведения о сделках по товарным маркам закрыты. Почти не имея доступа к данным об операциях с интеллектуальной собственностью, оценщики редко прибегают к рыночному подходу. При сравнительном подходе обнаруженные суммы сделок корректируют на различия с объектом оценки.
Что нужно для операции?
Заключив договор, клиент предоставляет исполнителю копии бумаг на торговую марку. Их предварительно заверяют печатью и подписью руководства или подтверждают у нотариуса.
Какие документы понадобятся?
Прежде всего клиент доказывает, что имеет право на товарный знак — предоставляет исполнителю регистрационное свидетельство, выданное Роспатентом. Также потребуется полный коммерческий бизнес-план, в котором прописаны следующие нюансы:
- планируемая выручка с торговой марки;
- размер инвестиций, вложенных в символ;
- затраты, понесенные из-за знака;
- предполагаемая чистая прибыль;
- стоимость рекламного продвижения знака;
- затраты на правовую защиту марки.
В пакет бумаг входит характеристика объекта, который символизирует торговая марка, и описание рынка, к которому относится обозначаемый объект.
Работу оценщиков оплачивает лицо, подавшее заявку на операцию. В среднем работа специалистов стоит от 25 до 45 тысяч рублей.
Какие документы выдают после процедуры?
После процедуры заказчик получает на руки развернутый отчет об оценке. В среднем он занимает от 20 до 30 страниц. В нем прописаны идентификационные данные клиента и исполнителя, сведения о договоре, а также следующие нюансы:
- период расчетов;
- результат, то есть цена марки;
- методика исследования;
- правовая база исследования.
В документ включены формулы, по которым вычислялась стоимость объекта интеллектуальной собственности, и подробные расчеты.
Отчет об оценке товарного знака действителен не более 6 месяцев с момента составления. Такой порядок определяет закон №135-ФЗ, регулирующий оценочную деятельность в РФ.
Предыдущая