Оценка товарного знака
Оценка товарного знака дает возможность отделить товар от аналогичных, и закрепить за ним индивидуальные признаки. Брендинг позволяет получить популярность на рынке и свою базу клиентов. Это позитивно сказывается на продажах и незначительно повышает расценки по отношению к аналогам (потребитель гарантированно получает качество и индивидуальный образ, к которому есть доверие).
Цель оценочных работ
Товарный знак – это символ, отличающий продукт фирмы от аналогичных предложений других изготовителей. Определение прописано в ст. 1477 ч. 4 ГК РФ. Владение исключительными правами на символ компании дает весомые преимущества в бизнес-сфере. Достоинства тем больше, чем качественнее «раскручен» товарного знака.
Важные показатели, рассматриваемые при оценке:
- популярность;
- узнаваемость;
- распространенность;
- доверие потребителя, которым пользуются конечные продукты марки.
Вследствие того, что стоимость товарного знака часто дотягивает до 80% от итоговой суммы всей компании, профессиональная оценка обеспечивает право на его применение, как вложений для собственной выгоды.
Владея дорогим и популярным знаком, проще осуществить следующее:
- Получить выгодный заказ.
- Выиграть тендер.
- Получить инвестирование, выгодное партнерство по бизнесу.
Нематериальные активы, оцененные дорого, положительно повлияют на репутацию, помогут сберечь и, даже раздвинуть круг постоянных клиентов.
Повышение значимости товарного знака — это выигрыш предприятий, а с поднятием по рейтинговой рыночной таблице, возрастает стоимость этого НА.
Кто проводит оценку?
Оценочная процедура проводится исключительно профессионалами с колоссальным опытом работы и подтверждающей документацией об образовании и допусками к данному виду деятельности. Оценка базируется на договоре сторон и соглашении о конфиденциальности.
Как сделать оценку и перечень документов?
Обращаемся в оценочную компанию, заключаем договор с оценщиком, обращаем внимание на срок проведения работы и цену услуг.
Чтобы оценщик смог приступить к процедуре, необходимо подготовить следующие ценные бумаги:
- Название торговой марки.
- Описание объекта.
- Материалы, устанавливающие права владения.
- Перечень маркируемых товаров и нюансов коммерческого применения.
- Перечень особенностей рынка.
- Бизнес-план коммерческого применения.
- Расходы на создание (по запросу специалиста).
- Затраты на защиту.
Некоторые материалы предоставляются по запросу специалиста оценочной компании. В соответствии со спецификой объекта оценки, назначению и целями оценочных мероприятий, специалист может запросить и другие материалы. Перечень может дополняться прочими документами, в зависимости от цели оценки товарного знака или других обстоятельств, предусмотренных Законом РФ.
Когда необходимы услуги оценщика?
Осуществление такого типа исследования, как оценка стоимости символа производства, требуется при подготовительном процессе к выполнению следующих сделок:
- Реализация или приобретение полного пакета нематериальных активов организации или торговой марки отдельно.
- Направление в залоговое имущество отдельной торговой марки.
- Страховка от риска нелегального применения марки.
- Заключение лицензионных или франчайзинговых договоров, когда передается правовладение на него.
- Занесение активов данного типа в уставной капитал юрлица.
Оценка товарного знака может проводиться при комплексном определении стоимости бизнеса.
Такое исследование необходимо при подготовке к операциям М&А, для оптимизации налоговой нагрузки и для управления стоимостью фирмы.
Виды стоимости знаков
Цель оценочного исследования оказывает влияние на разновидность стоимости символа, который будет оцениваться.
2 основных вида:
- Рыночная – цена, по которой возможно отчуждение в условиях открытого рынка, при разумных действиях участников (в своих интересах, имеющих информационные данные о предмете сделки). Расчет производится методом определения степени влияния отличительного признака на объем прибыли и величину реализации конечного продукта.
- Инвестиционная – стоимость знака производителя для выбранного инвестора при особых условиях вложения инвестиций.
Примером инвестиционной стоимости можно представить оценку символики компании для ее занесения в роли вклада в уставной капитал.
Какие подходы применяются к оценке?
В зависимости от разновидности стоимостного выражения знака, который подлежит оценке, подбираются подходы и методики оценки. Цель процедуры оказывает влияние на подходы и способы оценки.
На практике применяется 3 подхода для проведения оценочной процедуры:
- Доходный. Выявление финансовых потоков, которые создаются за счет символики организации.
- Затратный. Выявление, вложений, требуемых для создания похожего объект.
- Сравнительный. Применение аналогичных объектов.
Востребован доходный подход. Объясняется это более точным соответствием реальности отечественной бизнес-сферы. Процедура предусматривает применение следующих методик:
- Сравнение альтернатив инвестирования, дающих возможность оценить планируемый доход, учитывая современную цену денег.
- Дополнительный доход, обусловленный оцениваемым нематериальным активом.
- Предоставление ТЗ на лицензионной основе, третьей стороне.
Все эти методики сегодня активно используются на практике.
Оформления результатов
Сотрудник компании, проводящий исследование, знакомится с регистрационной и финансовой документацией по бренду, включая аналитическую информацию о полном цикле процесса производства и изучения схемы и статистики продажи товаров.
Проверяются:
- финансовые отчеты;
- экономические материалы о доходах, полученных от применения знака.
После того как оценщик изучит аналитику, информацию о финансах, применяя специально разработанные формулы и расчеты, будет получена реальная цена активов.
Выполненная оценка символа компании и результаты процедуры оформляются посредством составления отчетной документации о проведенном исследовании, которая соответствует законодательству и имеет полную юридическую силу.
Сколько действует отчет и стоимость услуги
Действителен документ 6 месяцев с момента составления отчета, за исключением ситуаций, прописанных в Законе РФ.
Стоимость оценочных мероприятий обсуждается и устанавливается в каждой отдельной ситуации отдельно, находится в зависимости от следующего:
- Вида и состава бренда.
- Количества имеющихся у клиента информационных данных о торговой марке.
- Времени исполнения услуги.
Оплачивает услугу заказчик, обратившийся в оценочную компанию, тот на чье имя проводится процедура.
Предыдущая