Как стать арбитражным управляющим?

Далеко не каждый юрист может стать арбитражным управляющим. Это относительно новая профессия в России: назначаемый судом специалист, который координирует деятельность предприятия в процедуре банкротства, помогает избежать явных проблем с задолженностью и оформлением, собрать пакет необходимой документации и решить ряд других задач. Кто этот человек, кому можно доверить собственную финансовую несостоятельность? Как получить профессию?

В чем заключаются функции управленца?

Признание несостоятельности юридического или физического лица – процесс длительный и требует массы специальных знаний, поэтому квалификация специалиста по арбитражу будет иметь огромное значение.

Собрание кредиторов

Законодательно конкурсный арбитражный управляющий – это человек с юридическим образованием, гражданин РФ, утвержденный судом в рамках процедуры банкротства, который состоит в СРО и должен действовать, исходя из установленных законом полномочий. Эти требования прописаны в ст.20.2 ФЗ №127 от 26.10.2002 г.

В понятие «арбитражный управляющий» включено четыре должности управленцев, осуществляющих свою деятельность на той или иной стадии банкротства (либо в течение всей процедуры) и имеющих ряд прав и обязанностей:

  • В процессе наблюдения – временный.
  • При финансовом оздоровлении – административный;
  • Для внешнего управления – внешний;
  • При конкурсном производстве – конкурсный.

В зависимости от стадии банкротства у управленца имеются свои задачи. Его функции – анализ платежеспособности должника и инвентаризация материальных активов. Управленец должен отвечать за созыв первого собрания кредиторов, составления отчетности после проверок. Также он обязан внести предложение о дальнейших действиях в отношении банкрота: мировое соглашение, оздоровление и так далее.

При выявлении сложностей финансового характера на предприятии или непосредственно в документах юрлица управляющий поспособствует возможным взаимовыгодным отношениям между должником и кредитором.

Например, предложит подписать мировое соглашение, учитывая интересы обеих сторон. Возможно инициировать реструктуризацию задолженности или пролонгацию. То есть в этом случае задача – досудебное решение спорной ситуации.

Если договориться не удастся, управляющий подготовит материалы для начала процесса несостоятельности. В этом случае, на этапе финансового оздоровления, возможно удастся избавиться от задолженности и восстановить платежеспособность. В противном случае банкротство доведут до конца, при реализации предметов имущественного характера кредиторам все равно возместят часть ущерба.

Управленец в сфере несостоятельности физических лиц – специализация, появившаяся только с конца 2015 года, практически одновременно с внесением поправок о возможности признания неплатежеспособным физических лиц в ФЗ «О несостоятельности…».

Требования к специалисту

Назначение управляющего – серьезная задача, однако это только часть работы, которой недостаточно для полноценного контроля за ситуацией и уверенности в результате. Квалифицированный управленец по банкротству не только анализирует процесс признания несостоятельности, взаимодействует с юристом и директором предприятия. При выявлении некомпетентности арбитражного управляющего, к примеру, при умышленном затягивании процесса, отказе в уведомлении о банкротстве СМИ, адвокат в сфере банкротства поможет восстановить справедливость.

Требования к кандидатуре управленца установлены законом, но с каждым годом они повышаются. Специалист обязан:

  • Иметь профильное образование.
  • Состоять в СРО.
  • Обладать страховкой ответственности.

Управленец арбитража не просто должен получить соответствующее образование (юридическое, экономическое, антикризисное управление), но и закончить специализированные курсы. Чтобы пройти обучение арбитражного управляющего, необходимо следующее:

  • Гражданство РФ.
  • Отсутствие судимости.
  • Отсутствие дисквалификации.
  • Опыт на руководящих должностях не менее года.

В зависимости от профиля деятельности банкротящейся компании к потенциальной кандидатуре специалиста также предъявляются особые требования. Так, например, суд может потребовать, чтобы назначаемый на должность специалист владел опытом и знаниями в научной, оборонной сфере и других областях. В некоторых случаях от управленца может требоваться доступ к государственной тайне.

Изначально управленец по арбитражу должен был получить статус индивидуального предпринимателя. Но позже законодательно был установлен статус профессиональной деятельности, а не ИП.

Прохождение специализированных курсов не дает права сразу получить должность. Специалист по арбитражу должен еще пройти стажировку у своих более опытных коллег. Для этого необходимо стать членом саморегулируемой организации, застраховать свою деятельность, после чего выбрать в СРО наставника.

Что касается опыта работы на руководящих должностях, это не является обязательным требованием, но поможет ускорить процесс обучения.

Что нужно для прохождения курсов и стажировки?

Процесс обучения управленца занимает от 60 до 90 дней. Перед тем, как записаться на курсы, необходимо подготовить документацию:

  • Паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации.
  • Трудовая или другой документ, подтверждающий опыт работы.
  • Справка из ФНС о том, что кандидат не состоит в базе дисквалифицированных специалистов.
  • Справка из МФЦ или МВД об отсутствии судимости.
  • Документ, подтверждающий получение высшего образования по профилю.

Когда вся документация будет собрана, ее нужно предоставить для проверки. Также потребуется квитанция об оплате курсов, фотографии 3Х4. После проверки кандидат подписывает договор на получение квалификации.

Налоговая проверка

Кто может быть арбитражным управляющим? В РФ разработана единая программа подготовки специалистов арбитража. Ее результат – сдача теоретического экзамена и возможность применить свои знания на практике. После обучения следует стажировка, к которой допускаются лица, прошедшие курс, успешно сдавшие экзамены и получившие документальное подтверждение этого.

К стажировке допускаются лица, которые подали в СРО заявление о назначении наставника.

Такое заявление рассматривается 14 дней, после чего саморегулируемая организация утверждает бесплатную стажировку либо выплачивает вознаграждение за работу на основании гражданско-правового договора.

Практическая часть подготовки специалиста длится полгода для тех, кто имел опыт работы на руководящей должности и два года – для остальных. По окончании стажировки наставник направляет в СРО подробный отчет о каждом этапе обучения. Если документ соответствует всем требованиям, кандидат получает свидетельство об окончании стажировки. После этого он вправе приступать к своим обязанностям.

Предыдущая
БанкротствоВременный управляющий при банкротстве
Следующая
БанкротствоКонкурсный управляющий при банкротстве
Помогла статья? Оцените её
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...
Добавить комментарий