Воднотранспортная экспертиза

В последнее время акватории России стремительно заполняются транспортными средствами. Так как флотилия судов маломерного типа растет, вопрос регулирования безопасного движения по рекам, крупным озерам и морям становится все более насущным. Происшествия на воде с участием транспорта (наезды, столкновения) учащаются, поэтому для контролирующих органов воднотранспортная экспертиза (ВТЭ) – неотъемлемая часть работы. Такой подход помогает сделать движение в акваториях более безопасным.

Объекты экспертизы и решаемые вопросы

Водный транспорт подразделяется на грузовой, пассажирский, речной и морской. Также существует классификация по грузоподъемности. Государственные отечественные воднотранспортные средства обновляются редко, являются изношенными. И в отличие от аварий на автотрассах с участием автомобилей, аварийные ситуации с водным транспортом почти всегда приводят к колоссальным убыткам, нередко – к гибели людей, потере грузов и даже судов.

Воднотранспортная экспертиза

Поэтому перед навигационным сезоном каждый владелец водного транспорта, даже малогабаритного, должен привлекать специалистов для обследования состояния своего движимого имущества.

Объектами ВТЭ могут выступать сами суда, территория их эксплуатации (акватории рек, морей и озер), причинно-следственные связи, приведшие к поломкам или авариям.

Такие исследования относятся к группе инженерно-транспортных экспертиз, но являются их отдельным звеном. В свою очередь, ВТЭ подразделяется на судоводительскую, гидрографическую и гидрометрическую экспертизу, которые направлены на решение следующих вопросов:

  1. Непосредственные причины произошедшей аварии. Что вызвало потерю и порчу грузов, разлив нефтепродуктов? Является ли обнаруженное повреждение (обрывы, поломки) причиной катастрофы или следствием? Были ли причиной недостатки организации?
  2. Какая часть судна пострадала и степень сложности повреждений.
  3. Насколько пригодно транспортное средство к движению в определенных условиях?
  4. Техническое состояние узлов, элементов и деталей. Обнаружение дефектов и их давность.
  5. Соответствует ли транспорт требованиям безопасности? Если нет, то в чем заключаются нарушения, и кто за них отвечает?
  6. Имеются ли конструктивные недостатки, которые способны отразиться на управлении судном?
  7. Уровень водопроницаемости. Возможно ли проникновение воды внутрь и с какой скоростью? Какова мощность водосливного оборудования, и сколько времени понадобится для заполнения водой?
  8. Исправность магнитного компаса и его показатели в разных районах.
  9. Соответствуют ли габариты судна сплаву по данной акватории7
  10. Допущена ли перегрузка транспорта?
  11. Правильность прокладки курса.
  12. Квалификация лиц, управляющих транспортом.
  13. Возможно ли было предотвратить катастрофу и что для этого сделано.
  14. Действия и правомерность должностных лиц.
  15. Возможна ли была помощь другого судна, и правильно ли действовали оба капитана в данном случае?

Если речь идет о распределении исследований по категориям, судоводительская экспертиза решает задачи, связанные с правилами эксплуатации судов, плавания, предупреждения столкновения судов на море, а также правильности судовождения. Гидрографическая – об уровне глубин, рельефе дна, контурах береговой полосы и точности нанесения объектов на морские карты, а также вопросы, связанные с явлениями земного магнетизма. Гидрометрическая – о расположении знаков судоходной обстановки и соответствии их водному режиму.

В ходе проведения процедуры или еще до ее начала могут возникнуть другие вопросы и задачи. Эксперт ориентируется на масштаб происшествия, последствия и уровень сложности.

Экспертиза водного транспорта

Кому доверяют проведение экспертизы?

Воднотранспортную экспертизу осуществляет специалист, имеющий соответствующее образование и разбирающийся не только в строении судов, но и в навигации, гидрографии, гидрометрии. Так как экспертов такого широкого профиля крайне мало, к процедуре привлекается группа узких специалистов, эффективно взаимодействующих друг с другом, особенно в случаях масштабных катастроф.

Если в ходе аварии пострадали или погибли люди, к исследованию привлекается судмедэксперт, специализирующийся на водно-транспортных травмах.

За исключением малогабаритных плавсредств исследование осуществляется комиссией, состоящей минимум из трех специалистов. В каждом конкретном случае состав определяется индивидуально.

Какие документы потребуются?

Для производства процедуры понадобится следующая документация:

  • Паспорт владельца, данные о собственнике и сертификат судна с регистровым номером;
  • Свидетельство о пригодности транспорта к плаванью;
  • Акт технического состояния со списком повреждений, если таковые имеются;
  • Судовой билет;
  • Описание судовых устройств с указанием их кратких характеристик;
  • Данные о спасательных средствах;
  • Описание уровня автоматизации оцениваемого транспортного средства.
  • Перечень и описание промыслового оборудования (если таковое имеется);
  • Акт об аварии и протокол осмотра места происшествия;
  • Свидетельские показания членов экипажа и очевидцев;
  • Справки из метеорологической службы;
  • Корабельный журнал;

В зависимости от масштаба произошедшего могут потребоваться другие документы – информация о грузе, его специфике и так далее.

Как проводят воднотранспортную экспертизу?

С целью оценки состояния плавсредства и его пригодности к эксплуатации владелец может обратиться в организации, оказывающие подобные услуги в частном порядке. Это досудебная процедура, которая проводится еще до спуска транспорта на воду или до начала сплава.

Во всех остальных случаях назначается судебная экспертиза. Ходатайство подает пострадавшая сторона или следователь, расследующий аварию. Процедура следующая:

  1. Эксперт изучает документацию и все нюансы дела.
  2. Приступает к визуальному осмотру.
  3. Занимается выявлением дефектов.
  4. Устанавливает причину, приведшую к аварии.
  5. Дает заключение с рекомендациями об исправлении неполадок.

Получив на руки свой экземпляр заключения, владелец судна обязан в установленные сроки назначить и провести мероприятия по устранению неполадок и приведению транспорта в состояние, соответствующее нормам.

Воднотранспортная экспертиза

Сроки проведения воднотранспортной экспертизы зависят от сложности, количества и уровня неполадок. В среднем, эксперт работает 10 – 15 дней, если это внесудебные мероприятия, и до 30 суток – если по решению суда.

Стоимость также зависит от множества факторов. Так как диагностика воднотранспортных средств – очень сложный процесс, цена экспертизы будет довольно высокой, но, в любом случае, гораздо меньше, чем ущерб, который в дальнейшем может быть причинен скрытыми дефектами и повреждениями.

Предыдущая
Инженерно-транспортныеАвтотехническая экспертиза
Следующая
Инженерно-транспортныеЖелезнодорожно-техническая экспертиза
Помогла статья? Оцените её
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Оценок: 2
Загрузка...
Добавить комментарий