Экспертиза. Оценка. Кадастр.
Портал про экспертизу, оценочную деятельность и кадастр
23.04.2018 23:39:01
Оценка прав на средства индивидуализации если нужно обособить каждый конкретный объект по содержанию, форме и другим признакам. Это сложная процедура, выполнить которую могут профессионалы. Оценка прав на средства индивидуализации если нужно обособить каждый конкретный объект по содержанию, форме и другим признакам. Это сложная процедура, выполнить которую могут профессионалы.

Обособить каждый конкретный объект по содержанию, форме и другим отличительным признакам поможет оценка прав на средства индивидуализации. Это неоправданно сложная юридическая процедура, выполнить которую под силу только профессионалам в сфере интеллектуальной собственности.

Законодательные нормы

Конструкция, состоящая из исключительных, личных и других правомочий на объекты идентификации, отличается большой сложностью юридического оформления. В законодательстве множество противоречий на этот счет, спорных формулировок и непонятных правил. Потому большая часть обладателей интеллектуальных активов игнорируют законодательную базу, что приводит к судебным разбирательствам. Оценка в таком случае помогает разделить оспариваемые объекты по признакам и характерным чертам.

Нарушенные или оспариваемые интересы требуют юридической защиты в нескольких случаях. В первую очередь это возражение против регистрации знака или обозначения товара (места происхождения или производства), поданное в палату по патентным спорам.

Оценка прав на средства индивидуализации

Группы объектов

Идентификация товаров, работ и услуг имеет особое коммерческое значение, но не менее важно, чтобы потребитель различал названия фирм, производителей, предлагающих продукцию.

Все объекты условно разделяются на две группы.

Первая - работа, товары, услуги:

  • знаки обслуживания;

  • товарные обозначения;

  • названия мест производства товаров.

Вторая - средства юридических лиц:

  • фирменные названия.

Права на интеллектуальное имущество защищены:

  • Конвенцией об охране промышленных товаров;

  • Женевским договором по товарным знакам от 1994 года;

  • Международной конвенцией по охране прав исполнителей, вещательных организаций, изготовителей фонограмм от 1961 года.

Чтобы произвести оценку, следует определиться со способом охраны отличительного знака.

При возникновении спора, относительно обладания коммерческим названием или логотипом фирмы, проблема решается по принципу хронологии. То есть, правым становится тот, кто первым получил на него исключительное право.

Виды собственности

С учетом прав на использования, различают следующие виды средств:

  • объекты, право на которых можно продавать, передавать и так далее, после официальной регистрации средства;

  • не передаваемые другим лицам объекты - место происхождения, название фирмы;

  • названия и знаки, права на которые подлежат отчуждению исключительно в пользу лиц, входящих в состав компании.

На сегодня есть еще один вид – доменное имя. Но законодательство РФ пока не включает правила его защиты.

Способы защиты

Интересы обладателя интеллектуальной собственности охраняются государством только при его официальной регистрации в установленном порядке:

  • внесения фирменного знака (названия) в единый реестр юридических лиц;

  • внесения изображения товарного символа и сведений  в государственный реестр;

  • внесения изображения геральдического знака или официального символа и данных в геральдический реестр.

Можно обеспечить самостоятельную защиту, если владелец обозначения является автором знака или наименования. Объекты оценки в таком случае охраняются независимо от регистрации или других формальностей.

Тем не менее, комплексная защита в большей степени удостоверяет права на использование объекта. Регистрация знака или названия в негосударственных организациях станет доказательством в спорных вопросах.

Судебные решения

Защита идентифицирующих средств заключается:

  • в пресечении действий, нарушающих права обладателя;

  • в признании недействительным названия фирмы или оспаривание охраны обозначения товара (НМПТ);

  • компенсация ущерба;

  • признание права (при оспаривании другим лицом).

Последний способ, как правило, применяется одновременно с другими. Суд рассматривает споры и дела об обжаловании по исковому заявлению и при наличии доказательств, обосновывающих его.

Нарушение интересов

Правовая охрана стала необходимостью из-за действий недобросовестных конкурентов. Если интересы обладателя нарушены, то их восстановление осуществляется в судебном порядке в рамках административных, гражданских, уголовных дел. Исключительное право на любое средство состоит из двух пунктов:

  • собственное использование средства в рамках закона;

  • запрет на пользование им другим лицам.

Для товарных логотипов и коммерческих наименований добавляется третье правомочие – возможность распоряжаться ими. Обладатель средства может помещать его на упаковке, таре, самом товаре и документации к нему, указывать в рекламных материалах в любом виде. Но любое другое лицо, не имеющее лицензии или прав при его использовании такими же способами, станет правонарушителем.

Характерные признаки

Право на коммерческое применение предоставляется после внесения объекта производства или юридического лица в государственный реестр. В некоторых случаях обладатель собственности получает права сразу, и использование средства становится его обязанностью.

В оценке учитываются и такие факторы:

  • срок действия права на логотип или товарное обозначение (бессрочное обладание или в течение 10 лет с возможностью продления);

  • возможность наделения некоторыми правомочиями на применение знака третьих лиц (франшиза и прочее);

  • исключительное обладание коммерческим обозначением может передавать по договору или наследству, но только в составе организации, которую оно идентифицирует.

Передавать названия мест производства продукции другим владельцам запрещено законом. Объект подлежит отчуждению (частичному или полному).

Оценка прав на средства индивидуализации

Все средства индивидуализации имеют свою цену, выраженную в денежном эквиваленте, так как они становятся нематериальными активами бизнеса. Потому правовая защита крайне важна для предприятия. Юридические лица и частные компании, чьим товарным логотипом незаконно воспользовались, несут ощутимый финансовый ущерб.