Экспертиза. Оценка. Кадастр.
Портал про экспертизу, оценочную деятельность и кадастр
20.04.2018 17:47:12
Экспертиза товарных знаков – одна из разновидностей исследования интеллектуальной собственности является экспертиза товарных знаков. Это комплекс мероприятий,, направленный на предотвращение нарушения авторских прав. Экспертиза товарных знаков – одна из разновидностей исследования интеллектуальной собственности является экспертиза товарных знаков. Это комплекс мероприятий,, направленный на предотвращение нарушения авторских прав.

Одной из разновидностей исследования интеллектуальной собственности является экспертиза товарных знаков. Это комплекс мероприятий, меняющихся по необходимости, направленный на предотвращение нарушения авторских прав, выявление схожести и совмещения оригинальных обозначений продукции, ее производителей.

Важная информация об исследовании

Товарный знак, объект исследования – некий оригинальный символ, группа их, дополненное иногда музыкальным сопровождением, указывающий на собственность индивидуального предпринимателя, юридических лиц

Для этого определения используют термин коммерческой номинации. Это своеобразная визитная карточка, знак отличия качества, вызывающий доверие у большинства.

Виды товарных знаков

Знаки отличия для продуктов и услуг подразделяют в зависимости от использованных средств выражения:

  • Словесные (неповторимое название компании, продукта);

  • Изобразительные (разработка логотипа, эмблемы);

  • Объемные (форма упаковки, емкости для содержания, самого продукта);

  • Комбинированные (сочетают словесный, изобразительный и объемный тип или пару из них).

Звуковые, обонятельные и световые типы знаков товара также существуют, однако на территории РФ не распространены.

Экспертиза товарных знаков

Зачем нужно исследование?

Востребованность исследования товарного знака обусловлена повышением нечестной конкуренции среди участников рыночной экономики: в борьбе за покупателя, многие компании производители или фирмы, предоставляющие разного рода услуги, используют подкорректированную эмблему одного из успешных оппонентов.

Тем самым покупателя вводят в заблуждение искусственной подменой сорта продукции, ее качества, спрос на единицы торговли недобросовестного бизнесмена растет, обманутого – падает.

Доменные имена популярных сайтов, которые относятся к товарным знакам, чаще всего пытаются присвоить или как можно более приблизить собственный к оригиналу.

Во избежание подобных проблем Гражданский Кодекс предусматривает целый ряд статей, оберегающих знаки отличия и предметов сбыта, на которые они указывают. Ст. 1484 ГК РФ запрещает использование сходных или смежных коммерческих номинаций, зарегистрированных Роспатентом, без согласия их владельца (правообладателя). Только он распоряжается товарным знаком, несет убытки или получает прибыль от его использования.

Для предотвращения нарушения законодательства проводят экспертизу товарных знаков.

Вопросы к эксперту

Исследование помогает разобраться в судебном процессе по разного рода делам, запатентовать коммерческую номинацию, доказав перед этим ее оригинальность.

Эксперт ответит на такие вопросы:

  • Идентичны ли представленные образцы?

  • Имеются ли общие смысловые, изобразительные и другие значения, представленных образцах?

  • Запатентован ли уже предоставляемый знак?

  • Сходна ли номинация с уже зарегистрированной Роспатентом?

  • Смежны ли элементы одной модели с другой (наличие и у того, и у другого знака одинаковых элементов)?

  • Если применить к эмблеме зарегистрированный знак товара, но с некоторыми изменениями, будет ли это нарушением прав владельца?

  • Предоставленные образцы обозначают один и тот же продукт?

  • Какова степень смешения коммерческих номинаций?

  • Имеются ли общие звуковые критерии у представленных образцов (стиральные порошки «Миф» или стройматериалы от компании Mif, зарубежный лимонад Coca-Cola или отечественный вариант дешевого напитка «Кола»)?

  • Является ли слово, употребленное в коммерческой номинации, общедоступным, или зарегистрировано Роспатентом (“Суши”, “роллы”, “ксерокс”)?

  • Какие лексемы считаются уникальными в русском и зарубежных языках? Какие из них вправе использовать разработчики знаков торговли?

  • Под каким номером зарегистрирован знак торговли?

Задачи исследования зависят от ситуации.

Виды исследования

Помимо классификации, по типу исследования, процедура подразделяется на судебную и внесудебную.

Судебная – та, которая происходит в процессуальном порядке, назначается для выяснения деталей преступления следователем. В том случае прибегают к помощи государственных или федеральных учреждений (Роспатент) или, при наличии узкопрофильных специалистов обращаются в смежные отделы криминалистики.

Досудебное разбирательство или попытка добиться правды во взаимоотношениях конкурентов происходит по результатам внесудебной экспертизы. Этот вид исследования предоставляет впоследствии право на товарный знак. Заказчик обращается в частные патентные и экспертные организации.

Кто проводит исследование?

Вне зависимости от учреждения, сотрудник, занимающийся подобными мероприятиями, должен обладать профессиональными навыками по направлению юриспруденции.

Главным экспертом (руководителем процедуры) назначается человек, специализирующийся на доказательстве авторских и смежных прав.

При этом, если требуется доказать правомерность использования графической эмблемы, привлекаются эксперты в сфере графики, искусства. Для словесного вида товарного обозначения необходимы знания эксперта-лингвиста. Дополнительно используют помощь экспертов-техников, химиков.

Первый шаг к процедуре

Заинтересованное лицо подает сначала заявку в Роспатент, а затем самостоятельно или через Роспатент – в Экспертную службу. Если действие происходит через суд – требуется предоставить судебное постановление, или ходатайство от следователя, свидетелей по делу сразу в экспертный отдел.

Заявка на проведение исследование содержит следующую информацию:

  • Личные сведения о заказчике, телефон и адрес для связи;

  • Жалобу относительно конкретного лица или краткое описание другой проблемы;

  • Задачи и цели исследования.

Роспатент требует предоставить пакет документов. При его приеме происходит формальная экспертиза, проверяют наличие всех справок, лицензий, корректность их оформления.

Необходимые документы:

  • Заявление о государственной регистрации вместе с копией нового обозначения товара и его описанием, расшифровкой;

  • Перечень товаров, которые будут производить, продавать под устанавливаемой эмблемой;

  • Квитанция об оплате госпошлин (стоимость зависит от наименования товаров).

Если компания сотрудничает с зарубежными организациями, необходимо предоставить те же документы, переведенные на русский язык.

Во избежание проблем с идентификацией, при наличии конкурентов, следует предоставить в патентную службу следующие документы:

  • Копию заявки;

  • Документально зафиксированное право о требовании выставочного приоритета (выдается при регистрации заявки и определяется по дате и времени, указанной в ней).

Формальная экспертиза проходит в течение 30 дней, затем настает этап существенной экспертизы.

Для обращения в частную экспертную службу необходимо составление договора, в нем указываются сроки (в общей сложности достигают 24 месяцев) и стоимость услуг.

Если заказчиком выступает судебный или следственный орган – оплата производится за счет государства.

Частный заказчик полностью оплачивает услуги, но вправе требовать компенсации о виновного лица. Цена вариативна в зависимости от объема работ и сложности сопоставления.

Экспертиза товарных знаков.

Как проходит исследование?

Эксперт, назначенный на мероприятие, фиксирует начало процедуры в протоколе, здесь же указывается предоставленная информация.

Далее переходят к изучению материалов, сопоставлению образцов. Для этого используют три метода:

  1. Визуальный. Общее впечатление от эмблемы: тип шрифта, использование печатных или рукописных букв, расположение слов, цветовая гамма.

  2. Звуковой. Сопоставление транскрипции звуков, сочетаний их в конкретных частях слова, ударение («Миа-мама» или «мама-ммиа»).

  3. Смысловой. Значение употребленного слова относительно русского и зарубежных слов, смысл выделения одного из слов в предложении, лозунге.

Используют по мере необходимости один из методов или применяют сразу несколько.

Результаты анализа фиксируются письменно, с помощью снимков и звукозаписи. На каждый из проведенных этапов составляют акт.

Далее эксперт, сопоставив сведения, делает вывод: определяет схожесть до степени смешения представленных образцов.

Окончательным документом является заключение эксперта, в нем указывают:

  • Дату начала мероприятия, территориальный орган проводящий анализ;

  • Перечень задач;

  • Список предоставленных документов и материалов;

  • Протокол ведения процедуры;

  • Полученные в результате изучения сведения;

  • Вывод;

  • Окончание мероприятия.

Эксперт ставит подпись, чем подтверждает подлинность и юридическую силу заключения. На основании его заказчик получает Свидетельство, подтверждающее право на оригинальный знак. Оспорить его вправе заинтересованные лица только в течение 4 месяцев с помощью повторного исследования.