Экспертиза фирменного наименования

Ряд мероприятий, направленный на изучение соответствия с нормами использования объектов интеллектуальной собственности, документации на них и других нюансов с ними связанных, носит название экспертиза фирменного наименования (ЭФН). Чаще всего используется при нарушении патентных прав, присвоения фирменного стиля и бренда третьими лицами.

Объект и предмет исследования

Любой владелец успешного бизнеса (и даже только развивающегося) гордится своим детищем и присваивает ему уникальное название, порой носящее определенный смысл. И вот бренд становится известным не только в России, но и за ее пределами. А если кому-то придет в голову воспользоваться чужим названием?

Объектом экспертизы фирменного наименования (ФН) являются любые признаки товарной марки: наименование, логотип, слоган и так далее. а также документация.

Экспертиза фирменного наименования

Согласно п. 4 ст. № 54 ГК РФ, фирменное наименование – неизменный атрибут каждой коммерческой организации. Оно отличает одну компанию от другой, независимо от реализуемых товаров или предоставляемых услуг.

Предметом исследований становится задача, поставленная перед экспертом:

  • Регистрация нового ФН;
  • Правомерность регистрации и недопущение тождественных названий;
  • Доказательство факта нарушения прав на зарегистрированное ФН.

Наиболее частые случаи, когда требуется экспертиза – использование чужих наименований с целью получения прибыли. Не совсем чистые намерения некоторых бизнесменов заключаются в том, что они создают клоны раскрученных брендов, слегка видоизменив их, чтобы получать легкую и доступную прибыль. В итоге – рост продаж у нечистоплотных дельцов и значительный ущерб для владельца бренда.

Структура фирменного названия подразделяется на несколько частей:

  • Основная – указание на организационного-правовую форму компании, ее тип и вид деятельности;
  • Вспомогательные – условно-словесное обозначение (имя собственное, географическое название и так далее);
  • Факультативные обозначения (универсальный, административный, центральный и так далее);
  • Другие характеристики.

Полное ФН предприятия указывается в учредительных и регистрационных документах. Право на бренд не ограничивается сроком действия и актуально все время, пока работает компания.

Какие вопросы решит исследование?

К такому исследованию прибегают, когда необходимо выяснить следующие вопросы:

  • Каковы соотношения исследумых объектов с иными?
  • Имеются ли сходства и отличия до степени смешения?
  • Является ли предмет изучения уникальным?
  • Насколько распространены слова из ФН в русском языке?
  • Соответствует ли название нормам русского языка?
  • Имеются ли в составе ФН слова, присущие к той или иной сфере науки, искусства, техники, промышленности и других;
  • Относятся ли предлагаемые товары/ услуги к используемому наименованию?

Возможно множество других вопросов, например, касающихся полной или неполной идентичности, изменения одного или нескольких символов с целью получения прибыли под чужим брендом.

Кому понадобится исследование?

Процедура выявления различных нарушений при использовании ФН необходима, в первую очередь, владельцам бренда. Только так они смогут отстоять собственные права и доказать факт плагиата или выявить преднамеренные действия, способные нанести ущерб компании.

Исследование сможет выявить виновника и доказать, что его намерения были противозаконными. Назначают независимую (внесудебную) экспертизу, плата происходит от заказчика. В сложных ситуациях сумму, потраченную на исследование, впоследствии можно востребовать с виновной стороны по суду. Судебные тяжбы по гражданским делам и действия следователя по уголовному или административному делу также возможны.

В случаях, когда эксперт обнаруживает полную тождественность названий и абсолютную идентичность, доказать свои права в суде будет легко.

Но если в наименовании изменена хотя бы одна буква или имеются незначительные отличия, они признаются аналогичными до степени смешения. Все будет зависеть от созвучия и ассоциации, но доказать факт правонарушения в этом случае гораздо сложнее.

Экспертиза фирменного наименования

Кто проводит исследование?

Исследование должна проводить комиссия, состоящая из профессионалов (высшее образование) в разных областях экономики, науки и искусства. Как правило, это люди, специализирующиеся в направлении «лингвистика», «изобразительное искусство». Кроме этого, в комиссию обязательно входит психолог, способный оценить восприятие исследумых объектов как идентичных. Судебное исследование требует знаний в сфере судебной экспертизы, поэтому требуется специализация по направлению судебной экспертизы.

Как назначают экспертизу?

Исследование назначают через суд, в ходе следственных мероприятий, или самостоятельно физические и юридические лица.

Письменным документом, инициирующим процедуру, является ходатайство органов и участников следствия, определение суда или заявка.

В нем должна присутствовать следующая информация:

  • Суть проблемы, краткое ее описание;
  • Задачи, которые должен разрешить эксперт;
  • Перечень предоставляемых документов, материалов и образцов;
  • Дата, подпись, личные данные заказчика (при составлении заявки).

Далее, если экспертиза судебная, специалисты составляют акт начала мероприятия и начинают изучение предоставленных объектов.

Если экспертиза независимая, составляют договор на оказание экспертных услуг. Здесь же фиксируют стоимость, срок и дату их проведения, обязанности сторон.

Нужны ли документы?

Без определенного пакета документов исследование нельзя провести корректно. Прилагают следующий перечень документов по необходимости:

  • Регистрационные и учредительные документы;
  • Товарный знак;
  • Логотип на цифровом носителе;
  • Слоган.

Это неполный список, различных справок и свидетельств может быть больше, в зависимости от ситуации.

Этапы процедуры

Эксперты составляют акт приема материалов и документов и приступают к их изучению, а затем сопоставлению фактов.

Для изучения образцов применяют целый ряд методов:

  • Органолептический (критерии объекта, выявленные визуально);
  • Регистрационный;
  • Лингвистический;
  • Психологический;
  • Экспериментальный (сравнение объектов с несколькими другими, сходными по названию).

Каждый метод, задействованный при экспертизе, фиксируется документально.

После проведенных анализов и исследованиях эксперт обобщает информацию и делает выводы. Последним этапом исследования является экспертное заключение, в нем обязательно присутствуют сведения:

  • Описание проведенных мероприятий;
  • Вывод эксперта, ответы на вопросы и рекомендации;
  • Дата, место начала и окончания процедуры.

Экспертиза фирменного наименования

По окончании ставится подпись эксперта. Срок действия документа не ограничен. В случае, если удается доказать неправомерное использование ФН, истец через суд может требовать возмещение всей суммы убытков и морального ущерба.

Предыдущая
Патентные экспертизыЭкспертиза товарных знаков
Помогла статья? Оцените её
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...
Добавить комментарий