Железнодорожно-техническая экспертиза
Так как значение ж/д транспорта – одно из самых важных, а пассажирские и грузовые перевозки играют ведущую роль в государстве, железнодорожно-техническая экспертиза(ЖДТЭ) является неотъемлемой частью безопасного движения. Ее проведение может понадобиться на любом этапе подготовки транспорта – от сооружения до ремонта.
С какой целью проводятся исследования?
С 90-ых годов подвижный состав и ж/д пути в России, если и подвергались обновлению, то очень ограниченно. Из-за малого отчисления средств из бюджета большая часть локомотивно-вагонного парка, станций и узлов, и других фондов находится в изношенном состоянии и требует капитального ремонта.
Существует классификация категорий железных дорог, в зависимости от назначения, характера и объема перевозок: скоростные, особогрузонапряженные, железнодорожные магистральные линии класса I – IV, внутриузловые, внутристанционные, соединительные и подъездные пути. Каждому виду требуется индивидуальное планирование и грамотный подход.
Большинство поломок, аварий и катастроф возникает из-за несоответствия нагрузки и скорости.
В последние годы перевозки ж/д транспортом значительно возросли, поэтому оценка состояния путей, узлов, локомотивного и вагонного состава играет важнейшую роль. Экспертиза направлена на выявление дефектов, неисправностей, повреждений в конструкциях, помогает определить несоответствия и нарушения, связанные с управлением и эксплуатацией транспортных средств и всех составляющих. Благодаря исследованиям и эффективной диагностике обеспечивается дальнейшая безопасность перевозок.
Экспертиза может проводиться на этапе строительства узлов и транспорта, после их сооружения. Но наиболее частыми причинами для проведения диагностики являются следующие ситуации и происшествия:
- Столкновение составов;
- Наезд на автотранспорт, посторонние предметы и на людей;
- Повреждение узлов энергоснабжения;
- Сход состава с рельсов;
- Умышленное и неумышленное разрушение ж/д путей.
В ходе железнодорожно-технической экспертизы необходимо установить, что стало причиной аварии/повреждения, и кто является прямым или косвенным виновником произошедшего. Объектами выступают следующие элементы:
- локомотивы и вагоны;
- ж/д пути и узлы;
- стрелочные переводы;
- приборы управления;
- стрелочные переводы;
- узлы сигнализации;
- документация.
Железная дорога относится к категории опасных эксплуатируемых объектов, поэтому руководство ж/д предприятий обязано проводить испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств в установленные сроки.
Проведение ЖДТЭ регламентируется статьей № 9 Закона Российской Федерации №116-ФЗ.
Вопросы, решаемые железнодорожно-технической экспертизой
При проведении процедуры как внесудебного, так и судебного характера, эксперт дает ответы на вопросы, раскрывающие причины обстоятельств, механизма и последствий аварийной ситуации:
- Непосредственные технические причины происшествия (излом осевой шейки).
- Привели ли ранние неисправности к аварии?
- Имелось ли превышение нагрузки на какую-либо деталь или часть конструкции?
- Что произошло раньше – обрушение груза или крушение?
- От какой части состава остались следы аварии?
- Сила удара воздействия на объект.
- Какая часть состава первой сошла с рельс и на каком участке?
- Были ли организационные погрешности причиной?
- Степень тяжести последствий.
Определение состояния технических средств:
- Была ли неисправность какого-либо элемента исследуемого объекта и в чем она состоит?
- Соблюдались ли правила технической эксплуатации и имелись отклонения от нормативов?
- Соответствует ли нормам укладка рельс на участке?
- Состояние балластного слоя.
- Могла ли неисправность стрелочного перевода вызвать отклонение от регламентированного маршрута?
- Стандарт качества металла элементов.
- Соответствие показаний светофоров положению стрелок.
- Срок давности неисправности дефектных деталей, и когда появился дефект – до происшествия или во время.
- Какова причина изломов приспособлений, и можно ли было ее устранить до аварии? Какие меры предупреждения ситуации предпринимались?
- Насколько качественно выполнено формирование составов, погрузка и разгрузка?
Какие обстоятельства предшествовали произошедшей аварии?
- Соблюдалась ли предельная скорость на данном участке пути? Анализ записи на ленте скоростомера.
- Имелись ли отклонения от соблюдения правил безопасности движения?
- Использовал ли машинист экстренное торможение, и насколько вовремя – по показаниям приборов.
- Насколько правильны и правомерны были действия ответственных лиц в техническом плане.
- Проводился ли плановый технический осмотр и по какому графику?
- Какое должностное лицо обязано обеспечивать безопасность движения, и выполнялась ли работа в полном объеме?
- Измерение расстояния тормозного пути.
- Кто из ответственных лиц нарушил правила, и как они повлияли на последующее крушение?
После исследования по каждому из пунктов или по необходимой части устанавливаются основания для ответственности каждой стороны, имеющей отношение к происшествию прямо или косвенно.
Кто проводит экспертизу?
В связи со сложностью и большим объемом диагностики к процедуре подключается команда экспертов. Исследования осуществляются по заказу следующих лиц и организаций:
- По инициативе руководства ж/д предприятий;
- По решению суда;
- По указанию Ростехнадзора.
Мероприятия по обследованию объектов на железной дороге имеют право проводить квалифицированные специалисты, имеющие соответствующее образование, лицензию, и действующие в соответствии с законом РФ, а именно – ФЗ №73.
Если процедура требуется на этапе строительства, специалисты помогут просчитать риски, проследить за каждым этапом сооружения объектов. После этого эксперт выдает заключение с рекомендациями о том, как минимизировать расходы, чтобы устранить все дефекты. Как правило, для таких целей приглашаются сотрудники частных и государственных лицензированных организаций.
Для судебного расследования требуется подать ходатайство в суд. После получения разрешения необходимо обеспечить все условия, чтобы специалист смог незамедлительно начать осмотр.
В случае крупных аварий и катастроф на железной дороге, кроме ЖДТЭ назначается сразу несколько экспертиз:
- Криминалистические почерковедческие – с целью анализа документации, проверки внесенных изменений и подлинности подписей должностных лиц.
- Судебно-медицинские и биологические требуются, когда результатом аварии стали человеческие жертвы.
Для проверки технического состояния конструкций применяются разные методики, в том числе дефектоскопы, путеизмерительные тележки и так далее. Ультразвуковая дефектоскопия осуществляется исключительно в лабораториях неразрушительного контроля, владеющих лицензией Ростехнадзора.
Документация железнодорожно-технической экспертизы
В рамках проведения ЖДТЭ эксперт проверяет документы:
- Проект на строительства подъездных путей;
- Акт приема в эксплуатацию подъездного пути;
- План-схема и профиль подъездных элементов, техпаспорт;
- Схемы станций;
- Ведомость об измерении габаритов рядом расположенных строений;
- Эксплуатационная документация о содержании объектов;
- Паспорт оснащенности предприятия механизмами;
- Проектные акты пунктов выгрузки-погрузки;
- Схемы размещения и крепления грузов;
- Инструкция обслуживания и организации движения на данном отрезке пути.
Эксперт может затребовать дополнительные документы в зависимости от сложности происшествия и проведения процедуры.
Пакет справок, актов и выписок может быть довольно внушительным, поэтому руководство предприятия должно подготовить документацию заблаговременно.
Как проводится экспертиза, сроки и стоимость
Алгоритм проведения железнодорожно-технической экспертизы следующий:
- Переговорный процесс включает подготовку, обсуждение сроков, порядка проведения, содержания и хода процедуры, составление календарного плана.
- Составляется перечень материалов и объектов для анализа, список документов. Оформляется договор, если ЖДТЭ осуществляется независимыми экспертами.
- Специалист изучает предоставленные материалы, проверяет достоверность информации, соответствия стандартам, нормам и правилам безопасности.
В последний пункт включают визуальный осмотр на наличие деформаций: путей, полотна, конструкций, дренажных и водоотводных сооружений. Далее проходит инструментальная проверка параметров с помощью путевого шаблона и штангенциркуля. Также специалист занимается следующими исследованиями и измерениями:
- ширины рельсовой колеи по уровню;
- вертикальных и горизонтальных ступенек рельсов в зоне стыка;
- бокового и вертикального износа рельсов;
- величины стыковых зазоров и их расположения;
- балластной призмы;
- степень засоряемости балласта;
- проверки схем закрепления путей от угона, эпюры шпал;
- определение дефектов шпал, кустовой гнилости.
По результатам всех измерений и проверок составляется отчет, в котором фиксируются любые отклонения, нарушения и неисправности, обнаруженные в ходе процедуры. Эксперт дает рекомендации по устранению неполадок и вручает владельцу акт, согласно которому назначаются необходимые мероприятия. Если исследование было назначено судом, акт передается судье.
Стоимость железнодорожно-технической экспертизы определяется в каждой отдельной ситуации. Как правило, большинство частных организаций предлагают бесплатную первичную консультацию. Ориентировочные сроки исследования составляют от 10 до 30 дней.
Предыдущая