Железнодорожно-техническая экспертиза

Так как значение ж/д транспорта – одно из самых важных, а пассажирские и грузовые перевозки играют ведущую роль в государстве, железнодорожно-техническая экспертиза(ЖДТЭ) является неотъемлемой частью безопасного движения. Ее проведение может понадобиться на любом этапе подготовки транспорта – от сооружения до ремонта.

С какой целью проводятся исследования?

С 90-ых годов подвижный состав и ж/д пути в России, если и подвергались обновлению, то очень ограниченно. Из-за малого отчисления средств из бюджета большая часть локомотивно-вагонного парка, станций и узлов, и других фондов находится в изношенном состоянии и требует капитального ремонта.

Железнодорожно-техническая экспертиза

Существует классификация категорий железных дорог, в зависимости от назначения, характера и объема перевозок: скоростные, особогрузонапряженные, железнодорожные магистральные линии класса I – IV, внутриузловые, внутристанционные, соединительные и подъездные пути. Каждому виду требуется индивидуальное планирование и грамотный подход.

Большинство поломок, аварий и катастроф возникает из-за несоответствия нагрузки и скорости.

В последние годы перевозки ж/д транспортом значительно возросли, поэтому оценка состояния путей, узлов, локомотивного и вагонного состава играет важнейшую роль. Экспертиза направлена на выявление дефектов, неисправностей, повреждений в конструкциях, помогает определить несоответствия и нарушения, связанные с управлением и эксплуатацией транспортных средств и всех составляющих. Благодаря исследованиям и эффективной диагностике обеспечивается дальнейшая безопасность перевозок.

Экспертиза может проводиться на этапе строительства узлов и транспорта, после их сооружения. Но наиболее частыми причинами для проведения диагностики являются следующие ситуации и происшествия:

  • Столкновение составов;
  • Наезд на автотранспорт, посторонние предметы и на людей;
  • Повреждение узлов энергоснабжения;
  • Сход состава с рельсов;
  • Умышленное и неумышленное разрушение ж/д путей.

В ходе железнодорожно-технической экспертизы необходимо установить, что стало причиной аварии/повреждения, и кто является прямым или косвенным виновником произошедшего. Объектами выступают следующие элементы:

  • локомотивы и вагоны;
  • ж/д пути и узлы;
  • стрелочные переводы;
  • приборы управления;
  • стрелочные переводы;
  • узлы сигнализации;
  • документация.

Железная дорога относится к категории опасных эксплуатируемых объектов, поэтому руководство ж/д предприятий обязано проводить испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств в установленные сроки.

Проведение ЖДТЭ регламентируется статьей № 9 Закона Российской Федерации №116-ФЗ.

Вопросы, решаемые железнодорожно-технической экспертизой

При проведении процедуры как внесудебного, так и судебного характера, эксперт дает ответы на вопросы, раскрывающие причины обстоятельств, механизма и последствий аварийной ситуации:

  1. Непосредственные технические причины происшествия (излом осевой шейки).
  2. Привели ли ранние неисправности к аварии?
  3. Имелось ли превышение нагрузки на какую-либо деталь или часть конструкции?
  4. Что произошло раньше – обрушение груза или крушение?
  5. От какой части состава остались следы аварии?
  6. Сила удара воздействия на объект.
  7. Какая часть состава первой сошла с рельс и на каком участке?
  8. Были ли организационные погрешности причиной?
  9. Степень тяжести последствий.

Определение состояния технических средств:

  1. Была ли неисправность какого-либо элемента исследуемого объекта и в чем она состоит?
  2. Соблюдались ли правила технической эксплуатации и имелись отклонения от нормативов?
  3. Соответствует ли нормам укладка рельс на участке?
  4. Состояние балластного слоя.
  5. Могла ли неисправность стрелочного перевода вызвать отклонение от регламентированного маршрута?
  6. Стандарт качества металла элементов.
  7. Соответствие показаний светофоров положению стрелок.
  8. Срок давности неисправности дефектных деталей, и когда появился дефект – до происшествия или во время.
  9. Какова причина изломов приспособлений, и можно ли было ее устранить до аварии? Какие меры предупреждения ситуации предпринимались?
  10. Насколько качественно выполнено формирование составов, погрузка и разгрузка?

Какие обстоятельства предшествовали произошедшей аварии?

  1. Соблюдалась ли предельная скорость на данном участке пути? Анализ записи на ленте скоростомера.
  2. Имелись ли отклонения от соблюдения правил безопасности движения?
  3. Использовал ли машинист экстренное торможение, и насколько вовремя – по показаниям приборов.
  4. Насколько правильны и правомерны были действия ответственных лиц в техническом плане.
  5. Проводился ли плановый технический осмотр и по какому графику?
  6. Какое должностное лицо обязано обеспечивать безопасность движения, и выполнялась ли работа в полном объеме?
  7. Измерение расстояния тормозного пути.
  8. Кто из ответственных лиц нарушил правила, и как они повлияли на последующее крушение?

После исследования по каждому из пунктов или по необходимой части устанавливаются основания для ответственности каждой стороны, имеющей отношение к происшествию прямо или косвенно.

Железнодорожно-техническая экспертиза

Кто проводит экспертизу?

В связи со сложностью и большим объемом диагностики к процедуре подключается команда экспертов. Исследования осуществляются по заказу следующих лиц и организаций:

  • По инициативе руководства ж/д предприятий;
  • По решению суда;
  • По указанию Ростехнадзора.

Мероприятия по обследованию объектов на железной дороге имеют право проводить квалифицированные специалисты, имеющие соответствующее образование, лицензию, и действующие в соответствии с законом РФ, а именно – ФЗ №73.

Если процедура требуется на этапе строительства, специалисты помогут просчитать риски, проследить за каждым этапом сооружения объектов. После этого эксперт выдает заключение с рекомендациями о том, как минимизировать расходы, чтобы устранить все дефекты. Как правило, для таких целей приглашаются сотрудники частных и государственных лицензированных организаций.

Для судебного расследования требуется подать ходатайство в суд. После получения разрешения необходимо обеспечить все условия, чтобы специалист смог незамедлительно начать осмотр.

В случае крупных аварий и катастроф на железной дороге, кроме ЖДТЭ  назначается сразу несколько экспертиз:

  • Криминалистические почерковедческие – с целью анализа документации, проверки внесенных изменений и подлинности подписей должностных лиц.
  • Судебно-медицинские и биологические требуются, когда результатом аварии стали человеческие жертвы.

Для проверки технического состояния конструкций применяются разные методики, в том числе дефектоскопы, путеизмерительные тележки и так далее. Ультразвуковая дефектоскопия осуществляется исключительно в лабораториях неразрушительного контроля, владеющих лицензией Ростехнадзора.

Документация железнодорожно-технической экспертизы

В рамках проведения ЖДТЭ эксперт проверяет документы:

  • Проект на строительства подъездных путей;
  • Акт приема в эксплуатацию подъездного пути;
  • План-схема и профиль подъездных элементов, техпаспорт;
  • Схемы станций;
  • Ведомость об измерении габаритов рядом расположенных строений;
  • Эксплуатационная документация о содержании объектов;
  • Паспорт оснащенности предприятия механизмами;
  • Проектные акты пунктов выгрузки-погрузки;
  • Схемы размещения и крепления грузов;
  • Инструкция обслуживания и организации движения на данном отрезке пути.

Эксперт может затребовать дополнительные документы в зависимости от сложности происшествия и проведения процедуры.

Пакет справок, актов и выписок может быть довольно внушительным, поэтому руководство предприятия должно подготовить документацию заблаговременно.

Как проводится экспертиза, сроки и стоимость

Алгоритм проведения железнодорожно-технической экспертизы следующий:

  1. Переговорный процесс включает подготовку, обсуждение сроков, порядка проведения, содержания и хода процедуры, составление календарного плана.
  2. Составляется перечень материалов и объектов для анализа, список документов. Оформляется договор, если ЖДТЭ осуществляется независимыми экспертами.
  3. Специалист изучает предоставленные материалы, проверяет достоверность информации, соответствия стандартам, нормам и правилам безопасности.

В последний пункт включают визуальный осмотр на наличие деформаций: путей, полотна, конструкций, дренажных и водоотводных сооружений. Далее проходит инструментальная проверка параметров с помощью путевого шаблона и штангенциркуля. Также специалист занимается следующими исследованиями и измерениями:

  • ширины рельсовой колеи по уровню;
  • вертикальных и горизонтальных ступенек рельсов в зоне стыка;
  • бокового и вертикального износа рельсов;
  • величины стыковых зазоров и их расположения;
  • балластной призмы;
  • степень засоряемости балласта;
  • проверки схем закрепления путей от угона, эпюры шпал;
  • определение дефектов шпал, кустовой гнилости.

По результатам всех измерений и проверок составляется отчет, в котором фиксируются любые отклонения, нарушения и неисправности, обнаруженные в ходе процедуры. Эксперт дает рекомендации по устранению неполадок и вручает владельцу акт, согласно которому назначаются необходимые мероприятия. Если исследование было назначено судом, акт передается судье.

Железнодорожно-техническая экспертиза

Стоимость железнодорожно-технической экспертизы определяется в каждой отдельной ситуации. Как правило, большинство частных организаций предлагают бесплатную первичную консультацию. Ориентировочные сроки исследования составляют от 10 до 30 дней.

Предыдущая
Инженерно-транспортныеВоднотранспортная экспертиза
Помогла статья? Оцените её
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...
Добавить комментарий