Экспертиза. Оценка. Кадастр.
Портал про экспертизу, оценочную деятельность и кадастр
20.04.2018 17:44:51
Дорожно-транспортная экспертиза - это исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз. Дорожно-транспортная экспертиза - это исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз.

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия – законодательно установленное наименование группы исследований, известных в народе как дорожно-транспортная экспертиза. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз.

Специфика процедуры

Объектом дорожно-транспортного исследования является дорога и близлежащая территория, на которой произошла авария, наезд, поломка транспортного средства.

Целью экспертизы является идентификация ДТП, выявление факторов, приведших к нему, а также:

  • выяснение соответствия характеристик дорожного полотна и оснащения его дорожными знаками;

  • выявление корректность дорожной разметки;

  • расчет имеющейся обзорности и сопоставление ее с нормативными актами;

  • изучение организации движения на момент происшествия;

  • определение возможности предотвращения аварии ее участниками.

Помимо этого исследования, применяют другие виды автодорожного исследования, тем самым полностью раскрывая картину происшествия.

Дорожно-транспортная экспертиза

Разрешаемые вопросы

В зависимости от возникшей ситуации, эксперту адресуют перечень вопросов:

  • Была ли достаточная обзорность на месте происшествия для всех участников?

  • Корректно ли расставлены дорожные знаки, соблюдено ли расстояние от предупреждающего знака до объекта, указанного на нем?

  • На сколько испорчено дорожное полотно?

  • Имеются ли выбоины, колейность на дороге? Каковы их параметры?

  • Возможно ли изменение траектории движения одного из водителей при попадании в выбоину или яму?

  • Могли ли ограждающие приспособления повлиять на ход ДТП (предотвратить его при правильных действиях водителя или, наоборот, привести к столкновению с авто)?

  • Как правильно должно быть обустроено дорожное полотно и прилегающая местность?

  • Присутствует ли и корректна ли разметка дороги?

  • Имеются ли светофоры на участке, осуществлена ли видимость их для всех участников дорожного движения?

  • Были ли проведены меры по ликвидации деятельности погодных условий и других авто (убран ли снег, очищен ли участок от жидкостей)?

  • Что послужило причиной аварии (исключены ли дорожные условия)?

  • Соблюдены ли были правила дорожного движения водителями и пешеходами (выясняется при результатах трасологической экспертизы и показаний свидетелей)?

  • Могло ли состояние дороги привести к заносу?

  • Послужила ли выбоина, яма поломке ТС и его элементов?

  • Как именно необходимо было действовать пешеходам и водителю для предотвращения ДТП?

  • Послужили ли дефекты асфальта, гравийной дороги причиной поломки авто?

  • Имели ли право грузовые, сельскохозяйственные машины и дополнительное оборудование передвигаться по данному участку?

  • Имеются ли на дороге уклоны, незафиксированные дорожными знаками?

Возможны и другие вопросы, в зависимости от специфики ситуации.

Виды процедуры

Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.

Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.

Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.

ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.

Кто проводит экспертизу?

Человек, отвечающий за исследование участка, на котором произошло происшествие должен иметь помимо специализации «судебный эксперт» дополнительное высшее образование на автомобильно-дорожном факультете по направлению «Организация и безопасность движения».

Руководитель экспертизы должен иметь практические знания и квалификацию инженера по организации дорожного движения.

Дорожно-транспортная экспертиза

Этапы исследования

В случае разбирательств нюансов ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД, назначается судебная дорожно-транспортная экспертиза, для этого составляют ходатайство, или суд выносит постановление.

Если необходима только частная экспертиза, составляют заявку.

В документе, независимо от его назначения, кроме сведений заявителя (участников ДТП), указывают следующее:

  • Проблему (произошедшая авария, наезд);

  • Задачи к исследованию;

  • Дополнительные сведения;

  • Список документов.

Если предполагается судебное исследование, сотрудники ГИБДД, суд передают для изучения материалы дела. Если проводится независимое мероприятие, требуется предоставить:

  • Справку о совершенном наезде, аварии (выдает автоинспектор на месте ДТП);

  • Сведения об авто (техническая документация);

  • Водительское удостоверение заявителя;

  • Схему ДТП;

  • Протоколы проведенных опросов свидетелей, участников аварии;

  • Заключения других экспертиз, если они имеются.

Для инициации процедуры в частной организации необходимо составить договор. В нем указывают начало процедуры, сроки и стоимость работ. Критерии оговариваются в индивидуальном порядке и зависят от сложности процедуры, объема материалов.

Эксперт получает доступ к месту происшествия, ТС, вправе проводить опросы участвующих лиц, запрашивать дополнительную документацию.

Этапы исследования такие:

  1. Изучение документов, проверка их корректного заполнения.

  2. Анализ полученных сведений от свидетелей и водителя.

  3. Осмотр участка происшествия.

  4. Сопоставление полученных данных.

  5. Составление заключения.

Заключение или отчет эксперта – полноценный документ, имеющий юридическую силу, поэтому важно его правильность заполнения.

Он должен иметь:

  • Список, предоставленных документов и материалов;

  • Описание проблемы со слов заказчика;

  • Вопросы, поставленные перед экспертом;

  • Начало и место проведения мероприятия;

  • Акты и протоколы исследования;

  • Вывод и ответы на вопросы;

  • Рекомендации по дальнейшим действиям;

  • Окончание процедуры;

  • Подпись и печать организатора исследования.

Отчет нумеруют и прошивают. Используют его в суде, страховой компании и других инстанциях.

Дорожно-транспортная экспертиза

Срок действия заключения о дорожно-транспортной экспертизе не ограничен законодательно. Но при результативном оспаривании информации, зафиксированной в отчете, его аннулируют.