Внешнее управление предприятием
Внешнее управление предприятием – комплекс мер, направленный на устранение негативных факторов, влияющих на деятельность компании. Особенность подхода в мобилизации ресурсов и реализация особого подхода, который носит стратегический характер. В чем причины возникновения кризиса в компании и как их устранить?
Возникновение кризиса
Причины, по которым предприятие попадает под влияние негативных факторов, внешние и внутренние. Внешние обстоятельства не зависят напрямую от работы компании, а внутренние вытекают из способа ведения хозяйственной деятельности.
Внешние факторы имеют подкатегории и делятся на следующие:
- Экономические параметры развития государства. Включают в себя уровень инфляции, безработицы, нестабильности налоговой и законодательной систем.
- Факторы, влияющие на рынок. К ним относятся рост монополий, скачки курсов.
- Другие причины: катастрофы, обострение политической нестабильности.
Внутренний кризис возникает по следующим причинам:
- Ошибки в управлении, включающие неэффективный менеджмент, плохое знание рынка, упущения в управлении издержками.
- Производственные недостатки: изношенное оборудование, низкая производительность, устаревшие технологии.
- Влияние рынка, при котором производство зависит от поставок ограниченного круга поставщиков, никое качество товара, которое снижает конкурентоспособность.
Отсутствие стратегического подхода и низкая квалификация управленцев в итоге приводят к возникновению кризиса на предприятии.
Суть антикризисного подхода во внешнем управлении возникшими трудностями для минимизации негативных последствий, применяя специальные методы.
Цели антикризисного управления
При процедуре решаются следующие задачи и цели внешнего управления, в зависимости от поставленных целей:
- Передвигает, предвидит кризис.
- Подготавливается к грядущим проблемам.
- Смягчает последствия.
- Управляет кризисом.
Для решения поставленных задач, выстроенная система должна обладать следующими качествами:
- быть гибкой;
- придавать уверенность и энтузиазм исполнителям;
- ситуационно реагировать на проблему;
- включать интеграционные процессы для эффективного управления.
Антикризисный менеджмент имеет следующие приоритеты:
- Экономия ресурсов.
- Мотивация персонала.
- Глубокий анализ ситуации и профессиональный подход.
- Поиск инновационных решений проблемы.
Главная задача – это устранить денежный разрыв между доходами и тратами. Поэтому расход оборотных средств снижают, что приводит к экономии, а поступление денежных потоков максимизируют.
В таком случае активы переводят в деньги следующими способами:
- Реализуют запасы продукции на складах.
- Продают дебиторскую задолженность.
- Распродают избытки запасов.
- Нерентабельные производства останавливают или продают.
- Избавляются от непроизводственной сферы.
- Долги переводят в уставный капитал.
Принятие того или иного решения зависит от того, в какую стадию перешел кризис.
Виды кризисов
Различают 4 стадии кризисов:
- Первая. Ухудшается финансовое положение компании, поскольку прибыль и рентабельность уменьшаются, на развитие нет ресурсов. В данном случае стремятся к увеличению производительности, сокращают штат, минимизируют издержки. Иногда предприятие реструктуризируется, а стратегия компании меняется.
- Вторая. Предприятие работает в убыток. Прибегают к реструктуризации, разрабатываются стратегические решения о дальнейшем существовании.
- Третья. Оборотных средств нет. Способ решения проблемы – остановить или продать неэффективные производства. Как экстренная мера реализуются сырье и готовая продукция на складах со значительным дисконтом.
- Четвертая. Компания не способна платить по долгам. Собственные средства отсутствуют, поэтому финансирование производства не возможно. На этой стадии меры внешнего управления и банкротства неразделимы.
На последней стадии страдают собственники компании, кредиторы, партнеры.
Как исправить ошибки?
Когда менеджмент допускает ошибки и начинается кризис, на начальной стадии назначается управленец, который действует в рамках решения проблемы. По суду назначается внешний или временный управляющий.
Это специалист, который обладает знаниями в области бухучета, юриспруденции, экономики, состоящий в СРО и обладающий всеми знаниями и навыками для управления банкротством.
Деятельность управляющего подконтрольна лицензионным органам, департаменту торговли и промышленности, мониторинговым бюро. Но только суд может лишить лицензии, дисквалифицировать управляющего в случае нарушений.
Решение об антикризисных мерах или ликвидации компании принимает кредитный комитет. Функции менеджера в случае ликвидации компании:
- Выявление кредиторов и уведомление их о банкротстве.
- Анализ финансовой деятельности.
- Рассмотрение требований кредиторов.
- Инвентаризация имущества.
- Оптимизация движения финансов.
- Решение конфликтных ситуаций.
Обязанности управляющего, при реформации:
- Восстановление платежеспособности.
- Принятие мер для выхода из кризиса.
- Направление развития компании в стабильное русло.
После анализа финансового состояния компании, определения ее положения на рынке, специалист составляет план управления.
Сроки внешнего управления – не более 18 месяцев, но этот период может быть продлен максимум на полгода, согласно действующему законодательству РФ.
Стратегия и тактика
Антикризисный план отличается от обычной программы развития. Главная его цель – вывести организацию из кризиса в текущий момент и направить на стабильное развитие в перспективе.
Стратегия охватывает все уровни управления компанией и реализуется в каждом отделе. Разработка стратегии – это аналитика, а реализация – управление процессами и трудовыми ресурсами. Стратегия состоит из программы развития, бюджета и процедур.
Тактика – это понимание как должны распределяться ресурсы, строиться процессы для достижения целей. Тактика более кратковременна и различается в зависимости от отдела в котором реализуется. Поэтому и результаты ее достигаются быстрее, чем стратегические.
При разработке тактических и стратегических мер антикризисного менеджмента, большое значение отводится инвестиционной политике, поскольку это важнейшее звено.
Она включает перестройку работы компании и план финансового оздоровления. Это достигается путем выгодного вложения денежных средств, привлечение заемных средств.
Задачи инвестиционной политики:
- Обновление производства.
- Повышение эффективности работы.
- Пересмотр и совершенствование используемых технологий.
- Поиск и выход на новые рынки.
Эти цели достигаются путем реализации основных фондов, земли, акций. Привлекают бюджетные ассигнования и инвестиции, включая иностранные, кредиты.
Внешнее управление, как процедура банкротства, – это разработанный комплекс долгосрочных и краткосрочных показателей, анализ которых говорит об эффективности антикризисного руководства. Они включают финансовые показатели, факторы управления работниками, бизнес-процессами, клиентские. Это анализ всей деятельности организации и поиск решения для устранения кризисной ситуации.
Предыдущая