Экспертиза. Оценка. Кадастр.
Портал про экспертизу, оценочную деятельность и кадастр
27.05.2018 22:56:57
Внешнее управление предприятием – комплекс реабилитационных мер, направленный на устранение негативных факторов, влияющих на деятельность компании. Цель процедуры – восстановить платежеспособность компании. Внешнее управление предприятием – комплекс реабилитационных мер, направленный на устранение негативных факторов, влияющих на деятельность компании. Цель процедуры – восстановить платежеспособность компании.

Внешнее управление предприятием – комплекс мер, направленный на устранение негативных факторов, влияющих на деятельность компании. Особенность подхода в мобилизации ресурсов и реализация особого подхода, который носит стратегический характер. В чем причины возникновения кризиса в компании и как их устранить?

Возникновение кризиса

Причины, по которым предприятие попадает под влияние негативных факторов, внешние и внутренние. Внешние обстоятельства не зависят напрямую от работы компании, а внутренние вытекают из способа ведения хозяйственной деятельности.

Внешние факторы имеют подкатегории и делятся на следующие:

  1. Экономические параметры развития государства. Включают в себя уровень инфляции, безработицы, нестабильности налоговой и законодательной систем.

  2. Факторы, влияющие на рынок. К ним относятся рост монополий, скачки курсов.

  3. Другие причины: катастрофы, обострение политической нестабильности.

Внутренний кризис возникает по следующим причинам:

  1. Ошибки в управлении, включающие неэффективный менеджмент, плохое знание рынка, упущения в управлении издержками.

  2. Производственные недостатки: изношенное оборудование, низкая производительность, устаревшие технологии.

  3. Влияние рынка, при котором производство зависит от поставок ограниченного круга поставщиков, никое качество товара, которое снижает конкурентоспособность.

Отсутствие стратегического подхода и низкая квалификация управленцев в итоге приводят к возникновению кризиса на предприятии.

Банкротство супруга

Суть антикризисного подхода во внешнем управлении возникшими трудностями для минимизации негативных последствий, применяя специальные методы.

Цели антикризисного управления

При процедуре решаются следующие задачи и цели внешнего управления, в зависимости от поставленных целей:

  1. Передвигает, предвидит кризис.

  2. Подготавливается к грядущим проблемам.

  3. Смягчает последствия.

  4. Управляет кризисом.

Для решения поставленных задач, выстроенная система должна обладать следующими качествами:

  • быть гибкой;

  • придавать уверенность и энтузиазм исполнителям;

  • ситуационно реагировать на проблему;

  • включать интеграционные процессы для эффективного управления.

Антикризисный менеджмент имеет следующие приоритеты:

  1. Экономия ресурсов.

  2. Мотивация персонала.

  3. Глубокий анализ ситуации и профессиональный подход.

  4. Поиск инновационных решений проблемы.

Главная задача – это устранить денежный разрыв между доходами и тратами. Поэтому расход оборотных средств снижают, что приводит к экономии, а поступление денежных потоков максимизируют.

В таком случае активы переводят в деньги следующими способами:

  1. Реализуют запасы продукции на складах.

  2. Продают дебиторскую задолженность.

  3. Распродают избытки запасов.

  4. Нерентабельные производства останавливают или продают.

  5. Избавляются от непроизводственной сферы.

  6. Долги переводят в уставный капитал.

Принятие того или иного решения зависит от того, в какую стадию перешел кризис.

Виды кризисов

Различают 4 стадии кризисов:

  1. Первая. Ухудшается финансовое положение компании, поскольку прибыль и рентабельность уменьшаются, на развитие нет ресурсов. В данном случае стремятся к увеличению производительности, сокращают штат, минимизируют издержки. Иногда предприятие реструктуризируется, а стратегия компании меняется.

  2. Вторая. Предприятие работает в убыток. Прибегают к реструктуризации, разрабатываются стратегические решения о дальнейшем существовании.

  3. Третья. Оборотных средств  нет. Способ решения проблемы  – остановить или продать неэффективные производства. Как экстренная мера реализуются сырье и готовая продукция на складах со значительным дисконтом.

  4. Четвертая. Компания не способна платить по долгам. Собственные средства отсутствуют, поэтому финансирование производства не возможно. На этой стадии меры внешнего управления и  банкротства неразделимы.

На последней стадии страдают собственники компании, кредиторы, партнеры.

Как исправить ошибки?

Когда менеджмент допускает ошибки и начинается кризис, на начальной стадии назначается управленец, который действует в рамках решения проблемы. По суду назначается внешний или временный управляющий.

Это специалист, который обладает знаниями в области бухучета, юриспруденции, экономики, состоящий в СРО и обладающий всеми знаниями и навыками для управления банкротством.

Деятельность управляющего подконтрольна лицензионным органам, департаменту торговли и промышленности, мониторинговым бюро. Но только суд может лишить лицензии, дисквалифицировать управляющего в случае нарушений.

Решение об антикризисных мерах или ликвидации компании принимает кредитный комитет. Функции менеджера в случае ликвидации компании:

  1. Выявление кредиторов и уведомление их о банкротстве.

  2. Анализ финансовой деятельности.

  3. Рассмотрение требований кредиторов.

  4. Инвентаризация имущества.

  5. Оптимизация движения финансов.

  6. Решение конфликтных ситуаций.

Обязанности управляющего, при реформации:

  1. Восстановление платежеспособности.

  2. Принятие мер для выхода из кризиса.

  3. Направление развития компании в стабильное русло.

После анализа финансового состояния компании, определения ее положения на рынке, специалист составляет план управления.

Сроки внешнего управления – не более 18 месяцев, но этот период может быть продлен максимум на полгода, согласно действующему законодательству РФ.

Стратегия и тактика

Антикризисный план отличается от обычной программы развития. Главная его цель – вывести организацию из кризиса в текущий момент и направить на стабильное развитие в перспективе.

Стратегия охватывает все уровни управления компанией и реализуется в каждом отделе. Разработка стратегии – это аналитика, а реализация – управление процессами и трудовыми ресурсами. Стратегия состоит из программы развития, бюджета и процедур.

Временный управляющий

Тактика – это понимание как должны распределяться ресурсы, строиться процессы для достижения целей. Тактика более кратковременна и различается в зависимости от отдела в котором реализуется. Поэтому и результаты ее достигаются быстрее, чем стратегические.

При разработке тактических и стратегических мер антикризисного менеджмента, большое значение отводится инвестиционной политике, поскольку это важнейшее звено.

Она включает перестройку работы компании и план финансового оздоровления. Это достигается путем выгодного вложения денежных средств, привлечение заемных средств.

Задачи инвестиционной политики:

  1. Обновление производства.

  2. Повышение эффективности работы.

  3. Пересмотр и совершенствование используемых технологий.

  4. Поиск и выход на новые рынки.

Эти цели достигаются путем реализации основных фондов, земли, акций. Привлекают бюджетные ассигнования и инвестиции, включая иностранные, кредиты.

Внешнее управление, как процедура банкротства, – это разработанный комплекс долгосрочных и краткосрочных показателей, анализ которых говорит об эффективности антикризисного руководства. Они включают финансовые показатели, факторы управления работниками, бизнес-процессами, клиентские. Это анализ всей деятельности организации и поиск решения для устранения кризисной ситуации.